Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 909115-6 "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если такой земельный участок не был сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет.
При изъятии жилого помещения для государственных или муниципальных нужд, в том числе в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, собственникам изымаемых жилых помещений выплачивается возмещение (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) или при наличии возможности у органа местного самоуправления предоставляется другое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормы об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение содержатся в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых размер возмещения состоит из нескольких частей:
- рыночная стоимость изымаемого жилого помещения;
- рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли собственника изымаемого жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество;
- убытки, которые причинены собственнику изымаемого жилого помещения его изъятием.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен такой многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Момент перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме связан с его формированием и постановкой на государственный кадастровый учет (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Однако, высшие суды дали правовую оценку действиям собственников помещений в многоквартирных домах в случае, если соответствующий земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. В соответствии с пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, собственник такого земельного участка - публично-правовое образование не вправе распоряжаться им в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, в том числе он не вправе принимать решение о предоставлении для строительства.
Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в рамках статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации неисполнение данной обязанности приводит к тому, что собственники изымаемых жилых помещений не получают в качестве возмещения рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника изымаемого жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество.
В то же время изъятие жилых помещений для государственных или муниципальных нужд осуществляется в большем объеме в многоквартирных домах сложившейся застройки, находящихся в ветхом, аварийном состоянии, рыночная стоимость таких жилых помещений, как правило, не покрывает расходов на приобретение равнозначных по площади, характеристике и месторасположению жилых помещений. А ведь у многих собственников изымаемое жилое помещение является единственным жильем.
Таким образом, механизм возмещения за изымаемое жилое помещение в данном случае не отвечает конституционным гарантиям о правах граждан на жилище.
Проектом федерального закона предлагается устранить данное несоответствие, предоставив право собственникам помещений в многоквартирных домах, земельный участок которого не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, на получение размера возмещения за такой земельный участок.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.