Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 909843-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен возраст, по достижении которого гражданин начинает самостоятельно давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательства (по общему правилу 15 лет). До достижения указанного возраста информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего дает один из родителей или иной законный представитель (усыновитель, опекун, попечитель).
Законный представитель (опекун) лица, признанного в установленном порядке недееспособным, дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство.
Пациент либо его законный представитель имеют право на отказ от медицинского вмешательства. При этом если законный представитель несовершеннолетнего либо лица, признанного в установленном порядке недееспособным, отказался от медицинского вмешательства представляемому лицу, находящемуся в состоянии, представляющем опасность для жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд с заявлением о защите интересов такого пациента.
Препятствием к эффективному использованию названного права медицинской организации является пробел в законодательстве об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административные дела рассматриваются судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству,
Таким образом, медицинская организация фактически не имеет возможности реализовать свое право на защиту интересов пациента, находящегося в состоянии, опасном для жизни.
В настоящем законопроекте предлагается дополнить КАС РФ главой 31.1, регулирующей порядок рассмотрения административных исковых заявлений медицинских организаций в защиту интересов несовершеннолетних или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, при отказе их законных представителей от медицинского вмешательства.
Рассмотрение указанных заявлений должно проходить в срок, не превышающий пяти дней с момента поступления заявления в суд, а по ходатайству медицинской организации - в день подачи. Разбирательство проходит при участии прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
Решение суда должно быть изготовлено в полном объеме и оглашено в день разбирательства. Суд может обратить решение к немедленному исполнению.
Принятие указанного законопроекта позволит более эффективно защищать права несовершеннолетних пациентов и пациентов, являющихся недееспособными, в целях качественного и своевременного оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, приведет к дополнительным гарантиям реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, признания утратившими силу, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.