Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - законопроект) в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. NПр-2183ГС (подпункт "б" пункта 1), от 5 февраля 2014 г. N Пр-242 (подпункт "г" пункта 1), от 4 марта 2014 г. N Пр-410 (пункт 3) и от 26 мая 2014 г. N Пр-1165 (подпункт "д" пункта 2).
В соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздрав России, ФОМС и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - соглашения). Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. N 113 Правила заключения соглашений предусматривают необходимость наличия плана мероприятий по устранению замечаний Минздрава России к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являющегося частью соглашения. Реализация данного плана требует внесения изменений в территориальную программу ОМС, вместе с тем разработка проекта территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации отнесена к полномочиям комиссии по разработке территориальной программы ОМС, которая не является стороной соглашения.
Законопроектом устанавливается обязанность комиссии по разработке территориальной программы ОМС обеспечивать внесение изменений в территориальную программу ОМС.
В целях совершенствования ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах законопроектом предусматривается дополнение установленного Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" перечня сведений о застрахованных лицах сведениями о медицинском работнике, выбранном застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения первичной медико-санитарной помощи.
В связи с завершением в 2016 году реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров законопроектом вносится изменение в статью 50 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части обеспечения механизма и сроков возврата субъектами в бюджет ФОМС Российской Федерации не использованных в период 2013 - 2016 годов субсидий, предоставленных на строительство перинатальных центров, после окончания реализации программ модернизации здравоохранения. Аналогичные нормы ранее предусматривались в целях возврата в бюджет ФОМС неиспользованных субсидий, предоставленных на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в период 2011 - 2012 годов.
В 2015 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях и на условиях софинансирования в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса бюджета ФОМС, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету. Указанные средства из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предоставляются:
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, для последующего направления средств этим организациям в виде субсидий;
Министерству здравоохранения Российской Федерации для последующего представления бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Законопроектом предлагается продлить на 2016 год установленный механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
Предлагаемое решение позволит установить единый источник финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечить исходя из ранее данных поручений Президента Российской Федерации увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5 раза в рамках запланированного бюджета с учетом равной доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения, проживающего в различных субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предлагается продлить на 2016 год особый подход к формированию объема страховых взносов на ОМС неработающего населения для включения в бюджеты Республики Крым и города федерального значения Севастополя и определению размера субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджетам территориальных фондов ОМС для финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования.
Законопроектом предлагается продлить на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, увеличив возрастной критерий до 50 лет и предусмотрев увеличение доли софинансирования указанных выплат из бюджета ФОМС до 60 процентов.
Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации") в части увеличения количества больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проектов |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет" |
В течение 1 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Установление порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в федеральных государственных учреждениях |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
В течение 1 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Установление порядка предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
|
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
|
Минздрав России |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
|
Минздрав России ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.