Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(об использовании формального обращения "Вы" обучающимися и педагогическими работниками),
внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Бортко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 4 части 1 статьи 43 "Обязанности и ответственность обучающихся", обязывающие обучающихся обращаться к другим обучающимся и работникам организации, осуществляющей образовательную деятельность, используя формальное обращение "Вы", а также в пункт 3 части 1 статьи 48 "Обязанности и ответственность педагогических работников", обязывающие педагогических работников обращаться к обучающимся, используя формальное обращение "Вы".
Согласно пояснительной записке указанные обязанности обучающихся и педагогических работников должны обеспечить установление взаимных уважительных отношений между участниками образовательных отношений. Вместе с тем, принцип взаимного уважения участников образовательных отношении уже закреплен в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Так в отношении обучающихся в пункте 4 части 1 статьи 43 Закона об образовании уже установлена обязанность обучающихся уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. В свою очередь, в пункте 3 части 1 статьи 48 закреплена обязанность педагогических работников уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
По мнению Комитета, предмет законопроекта носит морально-этический характер и в силу этого не является предметом законодательного регулирования. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они формируются в сознании людей и их выполнение обеспечивается как внутренними убеждениями, так и средствами общественного воздействия. Законопроект не содержит механизмов его реализации, не устанавливает ответственности за его неисполнение. По сути, автором законопроекта декларируется моральная норма, выполнения которой практически невозможно добиться.
Комитет полагает, что используемая в настоящее время множественность форм обращения друг к другу участников образовательных отношений, в том числе обращение на "ты", позволяет обучающимся и педагогам выстраивать в учебном взаимодействии по-настоящему уважительные, партнерские, сотруднические отношения. На обращении "ты", как правило, строятся доверительные, дружеские отношения и во внеучебном общении школьников. Попытка законодательной регламентации этих отношений посредством использования формального обращения "Вы" скорее создаст условия для формирования двойной морали, может привести к возникновения поля для конфликтов между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками. Кроме того, для отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями интеллекта разграничение форм обращения на "ты" и на "Вы" может оказаться затруднительным.
В повседневной жизнедеятельности школы обращение учителя к ученику на "ты" не имеет уничижающего свойства. Обращаясь к учителю на "Вы" и получая в ответ обращение на "ты" по имени, учащийся входит в существующую в обществе возрастную иерархию, учится уважать старших, уважать профессиональный труд.
Предлагаемый к рассмотрению законопроект не учитывает весьма важные обстоятельства: наличие у обучающихся родственных, дружественных отношений, существенные различия в возрасте у различных категорий обучающихся, этнокультурную специфику, поведенческие стереотипы, при которых не может быть использовано формальное обращение "Вы".
Предложенные автором законопроекта изменения в части обращения учеников младшего школьного возраста друг к другу на "Вы" будут носить, очевидно, формальный характер.
Комитет отмечает, что статья 43 Закона об образовании, в пункт 4 части 1 которой предлагается внести изменения, регламентирует обязанности и ответственность обучающихся. При этом положениями статьи 33 Закона об образовании к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся не только учащиеся общеобразовательных организаций, но и иные категории лиц, в том числе воспитанники, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны. Положения статьи 48 регламентируют ответственность педагогических работников не только общеобразовательных организаций, но и иных категорий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В то же время, согласно Пояснительной записке к законопроекту, внесение предлагаемых изменений направлено исключительно на взаимодействие обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций. Таким образом, выбранная автором законопроекта форма предлагаемых изменений распространяется на более широкий круг субъектов права, который не соответствует предполагаемому содержанию указанных изменений.
Комитет обращает внимание на то, что согласно нормам Закона об образовании закрепление конкретной формы обращения участников образовательных отношений друг к другу может быть осуществлено, в случае необходимости, на уровне локальных актов образовательной организации, принятых с учетом мнения участников образовательных отношений. Так согласно пункту 1 части 3 статьи 28 и статьи 30 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения, в том числе, правила внутреннего распорядка обучающихся. Таким образом, установление требований об использовании строго определенного обращения участников образовательных отношений друг к другу и закрепление таких требований в соответствующих локальных нормативных актах (в частности, в уставах, правилах внутреннего распорядка обучающихся, правилах внутреннего трудового распорядка и т.п.) является исключительной прерогативой образовательных организаций. Закрепление таких позиций в статьях 43 и 48 приведет к противоречию указанных норм положениям статей 28 и 30 Закона об образовании.
Кроме того, анализ имеющейся практики показывает, что в ряде общеобразовательных организаций меры по обращению педагогических работников к учащимся на "Вы" уже введены и определены внутренними локальными актами. При этом такая норма носит допускающий, а не императивный характер.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона концептуальных возражений не имеет.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 13 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 3 положительные, 10 отрицательные;
- 19 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 7 положительных, 12 отрицательных.
В целом законопроект поддержали 2 субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.