Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911601-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Республики Мордовия определено 42 должности мировых судей и соответствующее им количество судебных участков.
В целях реализации указанного федерального закона принят Закон Республики Мордовия от 17 апреля 2000 года N 17-3 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия", устанавливающий порядок назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия, а также порядок создания и упразднения судебных участков.
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" и увеличить количество судебных участков и мировых судей в Республике Мордовия на 2 единицы (с 42 до 44).
Необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена следующим. За 15 лет действия Федерального закона от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" количество судебных участков и мировых судей в Республике Мордовия оставалось неизменным, поскольку Республика Мордовия ранее не обращалась с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об увеличении количества судебных участков и должностей мировых судей.
За указанный период времени Государственным Собранием Республики Мордовия внесен целый ряд изменений в Закон Республики Мордовия от 17 апреля 2000 года N 17-З "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" (Законы Республики Мордовия от 14 июля 2008 года N 60-З, от 15 июня 2010 года N 48-З, от 13 июня 2012 года N 43-З, от 27 декабря 2013 года N 102-З, от 15 июня 2015 года N 45-З). Проблемы, возникающие в связи с недостаточным количеством мировых судей, решались путем изменения границ судебных участков в пределах административно-территориальных образований в целях оптимизации численности населения на судебных участках и, соответственно, более равномерного распределения нагрузки на мировых судей, а также путем перераспределения должностей мировых судей между административно-территориальными образованиями там, где это было возможно, в связи со сверхнормативным количеством мировых судей.
В 2014 году мировыми судьями Республики Мордовия рассмотрено: 2648 уголовных дел, 35456 гражданских дел, 27321 административных дел.
Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в 2014 году составила 151,9 дела. Численность населения на одном судебном участке в среднем по Республике Мордовия составляет 19,3 тысячи человек, что является средним показателем для диапазона от 15 до 23 тысяч человек на один судебный участок. Однако в некоторых судебных участках численность населения превышает максимальный предел и достигает 25-27 тысяч человек. На сегодняшний день внутренние ресурсы, позволяющие регулировать численность населения на судебных участках без увеличения количества судебных участков и должностей мировых судей, исчерпаны.
Предлагаемое законопроектом увеличение количества должностей мировых судей и судебных участков на 2 единицы позволит обеспечить равномерное распределение служебной нагрузки на мировых судей в Республике Мордовия, будет способствовать стабилизации работы мировых судей, повышению качества разрешения судебных дел, а также создаст необходимые условия для того, чтобы каждое заинтересованное лицо использовало его конституционное право на судебную защиту.
Представленная в приложении таблица наглядно показывает распределение численности населения в расчете на один судебный участок в настоящее время и изменения, которые произойдут в случае принятия проекта федерального закона.
Принятие данного проекта федерального закона потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" предполагает увеличение расходов федерального бюджета на 2312,98 тыс. рублей в год.
Расчет финансовых затрат на содержание одной дополнительной должности мирового судьи произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Расходы на содержание мирового судьи включают:
1. Ежемесячное денежное вознаграждение мирового судьи:
должностной оклад мирового судьи - 20317,38 руб. в месяц (60% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации) с 01 октября 2014 года;
оклад за квалификационный класс в размере 50% должностного оклада:
20317,38 х 50% = 10158,69 руб. в месяц;
ежемесячное денежное поощрение в размере 160% должностного оклада: 20317,38 х 160% = 32507,81 руб. в месяц;
ежемесячная доплата за выслугу лет в размере 50% должностного оклада: 20317,38 х 50% = 10158,69 руб. в месяц.
2. Ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения 160% должностного оклада: 20317,38 х 160% = 32507,81 руб. в квартал.
Денежное содержание в год на одного мирового судью составляет:
(20317,38 + 10158,69 + 32507,81 + 10158,69 руб) х 12 месяцев + 32507,81 х 4 квартала = 1007742,08 руб.
3. Начисления на оплату труда в размере 8,2%:
1007742,08 х 8,2% = 82634,85 руб.
4. Стоимость санаторно-курортного лечения на одного мирового судью составляет 43000 руб. в год.
Начисления в ФОМС на выплату компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение в размере 5,1%: 43000 х 5,1% = 2193 руб.
5. Оплата проезда мирового судьи к месту отдыха и обратно составляет 10000 руб. в год.
6. Оплата проезда мирового судьи в служебных целях на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении составляет: 910 х 12 месяцев = 10920 руб.
Итого расходы на одного мирового судью в год составляют 1156,49 тыс. руб.
Всего расходы федерального бюджета на две дополнительные должности мировых судей в год составят 2312,98 тыс. руб.
Расходы республиканского бюджета на оплату аппарата одного судебного участка мирового судьи и материально-техническое обеспечение деятельности одного судебного участка мирового судьи в год составляют 1418,95 тыс. руб.
Общая сумма расходов республиканского бюджета на оплату аппарата двух судебных участков мировых судей и материально-техническое обеспечение деятельности двух судебных участков мировых судей в год дополнительно составит 2837,9 тыс. руб.
Финансирование расходов с принятием данного законопроекта предлагается осуществлять в пределах средств, выделенных на содержание мировых судей.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.