Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 913645-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - законопроект) разработан в целях создания наиболее благоприятных условий для доступа инвалидов к аудиовизуальным произведениям.
Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Таким образом, положения указанной Конвенции являются обязательными для России Законопроект направлен на реализацию положений Конвенции в части защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами прав и свобод человека и гражданина.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, также закрепляется право граждан на получение информации. Вместе с тем, в связи с ограниченными физиологическими возможностями (по зрению, слуху) инвалиды не могут ознакомится с аудиовизуальными произведениями, демонстрируемыми в кинозалах, наравне с иными гражданами России.
Статьёй 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предлагается часть вторую статьи 5 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон) дополнить положениями, согласно которым на Минкультуры России возлагается полномочие по утверждению порядка отбора национальных фильмов, подлежащих обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счет средств федерального бюджета, и по осуществлению такого отбора.
Однако, вышеуказанное дополнение Закона означает, что Минкультуры России будет отбирать фильмы, подлежащие обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счет средств федерального бюджета, из числа фильмов уже вышедших в прокат, что не позволит создать для инвалидов равные с иными гражданами условия для просмотра фильмов, так как фильмы будут субтитрироваться и тифлокомментироваться значительно позже даты выхода на широкий экран.
Кроме того, положения статьи 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ указывают на необходимость проведения отбора национальных фильмов, подлежащих обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счет средств федерального бюджета. Это означает, что субтитрироваться и тифлокомментироваться будут не все фильмы, получившие государственную поддержку на прокат, а только отобранные Минкультуры России, что не обеспечивает реализацию права инвалидов на равный доступ ко всем аудиовизуальным произведениям наравне с иными категориями граждан.
В целях решений указанной выше проблемы, законопроектом предлагается установить, что при получении государственной поддержки на производство полнометражного национального художественного или анимационного фильма, предоставляемой в соответствии со статьёй 8 Закона, и при получении государственной поддержки на прокат полнометражного национального художественного или анимационного фильма, предоставляемой в соответствии со статьёй 9 Закона, лицо, получившее указанные средства, осуществляет обязательное субтитрирование и тифлокомментирование указанных фильмов за счёт выделенных государством средств.
Также законопроектом устанавливается, что в целях единообразного осуществления получателями средств субтитривавания и тифлокомментирования фильмов, федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии (Минкультуры России) утверждает соответствующие требования, в соответствии с которыми и будет осуществляться субтитривавание и тифлокомментирование.
Кроме того, в целях обеспечения демонстрации в кинотеатрах страны субтитрированных и тифлокомментированных фильмов, законопроектом вводится обязанность демонстраторов обеспечивать условия доступности для инвалидов кинозалов и осуществлять показ указанных фильмов в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии.
Вышеуказанные изменения позволят инвалидам посмотреть фильмы, идущие в кинотеатрах страны, наравне (одновременно) с иными категориями граждан, что создаст необходимые условия для полного и эффективного вовлечения инвалидов в общественную жизнь и позволит обеспечить равенство возможностей для указанной части населения России.
Также необходимо отметить, что в связи с тем, что обязательное субтитрирование и тифлокомментирование полнометражного национального художественного или анимационного фильма будет осуществляться в пределах средств, выделяемых на производство или прокат, дополнительных расходов, покрываемых за счёт бюджетных средств, принятие законопроекта не повлечёт.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - законопроект) не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, не окажет влияния на дополнительные доходы юридических и физических лиц.
Реализация законопроекта будет осуществлена в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Минкультуры России на реализацию мероприятий в области кинематографии по разделу 08 "Культура, кинематография" подразделу 02 "Кинематография" в объеме 6 080,8 млн. рублей на 2015 год, 6052,8 млн. рублей на 2016 год и 6052,8 млн. рублей на 2017 год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.