Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (далее - проект федерального закона) подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Формирование бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2016 год осуществлено на основе положений налогового законодательства и законодательства по обязательному социальному страхованию с учетом исполнения Фондом функций и задач, установленных федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других законов, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Исходной базой составления бюджета Фонда являются основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2015 год, рассчитанные на базе показателей за первое полугодие текущего года.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2016 год использованы следующие показатели:
фонд заработной платы: на 2014 год - 17 737,0 млрд. рублей, на 2015 год - 18 599,0 млрд. рублей, на 2016 год - 19 903,0 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата: на 2014 год - 32 495,0 рублей, на 2015 год - 34 352,0 рублей, на 2016 год - 36 838,0 рублей;
индекс потребительских цен: на 2016 год - 106,4%;
темп изменения рождаемости принят на 2015 год на уровне 1,0022 (число родившихся 1 952 тыс. чел.), на 2016 год - 0,9882 (число родившихся 1 929 тыс. чел.).
Доходная часть бюджета Фонда на 2016 год сформирована в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2016 год определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год
(млн. рублей) | |
Показатели |
Сумма |
Доходы - всего |
614 493,5 |
Расходы - всего |
647 978,5 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
-33 484,9 |
Доходы бюджета Фонда прогнозируются на 2016 год в сумме 614 493,5 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 471 391,0 млн. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета - 20 865,1 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 18 754,0 млн. рублей.
В 2016 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2016 году не предусматриваются.
Остатки средств бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 14 000,0 млн. рублей направляются в 2016 году на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по данному виду страхования.
Распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на 2016 год приведено в приложении N 1 к пояснительной записке.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются в 2016 году:
на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх размеров, установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 21,8 млн. рублей;
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов) в сумме 15 365,9 млн. рублей, из них на расходы по осуществлению указанных полномочий - 798,8 млн. рублей. Объем средств предусмотрен с учетом исключения объемов средств для субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению;
на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в размерах сверх размеров, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие указанного Закона, в сумме 2 419,9 млн. рублей;
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в сумме 48,8 млн. рублей;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в сумме 0,2 млн. рублей;
на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 3 008,4 млн. рублей.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами средства на реализацию мер социальной поддержки граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, проектом федерального закона не предусмотрены и будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг, и включены в бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в закон.
В 2016 году предусмотрены средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, в сумме 18 754,0 млн. рублей. Указанный объем средств определен с учетом сохранения в 2016 году стоимости "Родового сертификата" на уровне 2015 года в размере 11,0 тыс. рублей.
Бюджет Фонда в 2016 году сформирован с дефицитом в сумме 33 484,9 млн. рублей.
В 2016 году в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит бюджета Фонда в сумме 45 501,6 млн. рублей. Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2016 году в качестве источника финансирования дефицита бюджета предусмотрено привлечение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2016 года, привлекаемого в сумме 45 501,6 млн. рублей. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом в сумме 12 016,6 млн. рублей.
Доходы
В проекте бюджета Фонда в 2016 году предусматривается поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) в сумме 471 121,3 млн. рублей.
При определении указанных объемов страховых взносов расчеты произведены исходя из:
базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на 2016 год 718 000 рублей;
доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в 2016 году в размере 83,72% (для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации 100%);
следующих тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков в 2016 году:
(процентов) | |
Наименование плательщиков |
Тариф страхового взноса |
2016 год | |
Для всех плательщиков, за исключением плательщиков, указанных в статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ |
2,9 |
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организации, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности |
2,0 |
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий |
2,0 |
Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства |
2,0 |
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов |
0,0 |
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" |
0,0 |
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых являются перечисленные в п. 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ |
0,0 |
Аптечные организации, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
0,0 |
Некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта |
0,0 |
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения |
0,0 |
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения |
0,0 |
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации |
1,8 |
Организации со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь |
1,5 |
Организации, являющиеся резидентами территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока |
1,5 |
Организации, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" |
1,5 |
Доходы от страховых взносов определены путем применения установленного размера тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов. Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется в 2016 году на уровне 0,999.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2016 год в объеме 97 768,5 млн. рублей.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на 2016 год на уровне 0,98.
Параметры доходов бюджета Фонда приведены в приложении N 2 к пояснительной записке.
Расходы
Расходы бюджета Фонда предусмотрены на 2016 год в сумме 647 978,5 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 516 892,6 млн. рублей (или 79,8% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 91 466,7 млн. рублей (или 14,1% от общих расходов).
Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены на 2016 год в объемах поступлений, предусмотренных на соответствующие цели.
Распределение расходов бюджета Фонда по разделам бюджетной классификации предусматривается в 2016 году следующим образом: по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" - 24 628,3 млн. рублей; по разделу 07 "Образование" - 201,3 млн. рублей; по разделу 10 "Социальная политика" - 623 148,9 млн. рублей.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона произведен расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2016 год на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2014 год, ожидаемого исполнения бюджета в 2015 году, с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и влияния предельного размера пособия.
1.1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособий исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
2016 год | ||
До 5 лет |
60 |
32 332,27 |
От 5 лет до 8 лет |
80 |
43 109,70 |
Свыше 8 лет |
100 |
53 887,12 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2016 год в сумме 214 016,9 млн. рублей на оплату 309,51 млн. дней.
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
2016 год | |
100 |
53 887,12 |
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2016 год в сумме 117 656,7 млн. рублей на оплату 165,66 млн. дней. Число оплаченных дней определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости в 2016 году - 98,82%.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона произведен расчет расходов на 2016 год на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Количество пособий определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости в 2016 году - 98,82%.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, будут определены с учетом их индексации с 1 февраля 2016 года на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год (12,2%) и установленным в 2015 году размером индексации выплат, пособий и компенсаций в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Таким образом, коэффициент индексации составляет 1,064.
Данные по размерам указанных пособий, примененные при расчете, приведены в таблице:
(рублей) | |
Наименование показателя |
2016 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка: |
|
с 1 февраля 2016 года |
15 425,66 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности: |
|
с 1 февраля 2016 года |
578,46 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам |
|
Минимальные размеры: |
|
по уходу за первым ребенком: |
|
с 1 февраля 2016 года |
2 892,31 |
по уходу за вторым и последующими детьми: |
|
с 1 февраля 2016 года |
5 784,62 |
При исчислении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
2016 год | |
|
|
40 |
21 554,85 |
коэффициент индексации 1,064, используемый при расчете размеров пособий застрахованным лицам, имеющим детей.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2016 год в сумме 148 595,0 млн. рублей на оплату 17 798,86 тыс. пособий.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2016 год в сумме 22 101,7 млн. рублей на оплату 1 309,1 тыс. пособий.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы на 2016 год в сумме 573,9 млн. рублей на оплату 906,4 тыс. пособий.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, на 2016 год определены в сумме 552,3 млн. рублей на оплату 95,14 тыс. выплат. Размер пособия определен в 2016 году на уровне 2015 года в сумме 5 277,28 рублей.
II. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" проектом федерального закона предусмотрены расходы на:
выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставку и пересылку страховых выплат.
При прогнозировании в 2016 году расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 3,07 млн. дней, расходы на оплату которых прогнозируются в сумме 2 674,8 млн. рублей.
Проектом федерального закона на 2016 год устанавливается сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, в размере 84 964,2 рублей в январе 2016 года, 90 401,9 рублей в феврале - декабре 2016 года. Указанные суммы определены с учетом индексации с 1 февраля 2016 года на коэффициент 1,064.
Расходы в 2016 году на финансовое обеспечение 16 272 единовременных страховых выплат прогнозируются в сумме 2 547,8 млн. рублей. Указанные расходы определены с учетом части 2 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1,0 млн. рублей.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный проектом федерального закона в 2016 году сохраняется в январе 2016 года на уровне 2015 года в сумме 65 330,0 рублей, а с 1 февраля 2016 года определен в сумме 69 510,0 рублей с учетом индексации на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год (12,2%) и установленным в 2015 году коэффициентом индексации ежемесячных страховых выплат 1,055. Таким образом, коэффициент индексации составляет 1,064. Расходы в 2016 году на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены в сумме 54 214,0 млн. рублей на оплату 5,5 млн. выплат.
Расходы на финансовое обеспечение Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) предусмотрены в 2016 году в сумме 19 970,7 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 10 252,9 млн. рублей.
Объем расходов на финансовое обеспечение указанной статьи определен с учетом продления предоставления возможности страхователям с численностью работающих до 100 человек при обращении за финансовым обеспечением предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний для его расчета исходить из их отчетных данных за три предшествующих года в случае, если они не воспользовались финансовым обеспечением указанных мер в предшествующие два года.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2016 год в объеме 221,4 млн. рублей.
Кроме того, на 2016 год по данному виду страхования предусмотрены расходы на субсидии на организацию работ по вопросам охраны труда и снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 500,0 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
В соответствии с нормами указанного закона произведены расчеты расходов на осуществление следующих выплат гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 21,6 млн. рублей на 2016 год;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2016 году в сумме 2 416,2 млн. рублей на оплату 303,5 тыс. пособий.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанного закона произведены расчеты расходов на осуществление следующих выплат гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 266,5 тыс. рублей в 2016 году;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2016 году в сумме 3,7 млн. рублей на оплату 558 пособий.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного закона произведен расчет расходов на осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2016 год в сумме 2,1 тыс. рублей.
4. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы по осуществлению указанных полномочий, предусмотрены на 2016 год в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета, в объеме 15 365,9 млн. рублей.
5. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрены в 2016 году в сумме 3 008,4 млн. рублей на оплату 1,214 млн. дней.
IV. Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Проектом федерального закона по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" на 2016 год предусмотрены ассигнования в сумме 23 640,5 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
В расходы на оплату труда включены расходы на материальное стимулирование работников органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целом расходы по указанной статье в общих расходах бюджета Фонда составляют в 2016 году 3,6%.
По целевой статье расходов "Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" проектом федерального закона о бюджете Фонда на 2016 год предусмотрены ассигнования на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда в сумме 181,2 млн. рублей.
По целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие вопросы в области социальной политики" раздела "Социальная политика" проектом федерального закона предусмотрены ассигнования на 2016 год в сумме 775,3 млн. рублей, включающие в себя расходы:
на изготовление бланков листков нетрудоспособности;
на информационно-разъяснительную деятельность, осуществляемую в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусматривающую расходы на проведение информационно-разъяснительной работы со страхователями и застрахованными, изготовление и распространение информационных материалов по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также проведение информационно-разъяснительной работы через средства массовой информации;
прочие текущие расходы, включающие: почтовые расходы на доставку страхователям корреспонденции, связанной с доведением уведомлений об установлении размера тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральными проверками и с работой по взысканию задолженности по страховым взносам, на почтовую доставку пособий, выплачиваемых территориальными органами Фонда в случае недостаточности денежных средств на счете страхователя, а также по пилотному проекту; прочие расходы (расходы на доставку уведомлений иным кредиторам при выставлении требований по капитализированным платежам внешнему управляющему (статья 100 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), госпошлина, списание дебиторской задолженности и др. расходы).
Проектом федерального закона не установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которые на 2016 год будут определены в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и учтены в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2016 год сверх сумм, установленных пунктом 1 статьи 1 проекта федерального закона.
Статьей 5 проекта федерального закона установлено право Фонда осуществлять в 2016 году оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет с сохранением стоимости "Родового сертификата" на уровне 2015 года, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 4 части 1 статьи 7 проекта федерального закона установлено, что в 2016 году остатки средств бюджета Фонда на начало финансового года в объеме не более одной двадцать четвертой объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
Статьей 7 проекта федерального закона предусмотрено использование в 2016 году остатков средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2016 года, образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2016 год, в том числе объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".
Проект бюджета Фонда на 2016 год сформирован с дефицитом. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проекта бюджета Фонда источником финансирования дефицита предусмотрено привлечение остатка средств по указанному виду страхования на 1 января 2016 года. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проект бюджета Фонда сформирован с профицитом.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Принятие Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Принятие Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" потребует:
1. Внесения изменений в:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2015 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Изменения вносятся в целях реализации части 4 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Вносимые изменения направлены на продление срока реализации пилотного проекта на 2016 год.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
б) постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Изменения вносятся в целях реализации части 2 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Вносимые изменения направлены на приведение срока действия положения Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 в соответствие с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
2. Принятия:
а) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, обучение экспертов по оценке квалификации".
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, обучение экспертов по оценке квалификации" принимается в целях реализации части 6 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, обучение экспертов по оценке квалификации" направлено на установление порядка предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации соответствующей субсидии.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год";
б) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" на формирование и актуализацию базы данных востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, а также на создание и сопровождение интернет-ресурса по востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, ориентированного на широкий круг пользователей".
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" на формирование и актуализацию базы данных востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, а также на создание и сопровождение интернет -ресурса по востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, ориентированного на широкий круг пользователей" принимается в целях реализации части 6 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" на формирование и актуализацию базы данных востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, а также на создание и сопровождение интернет - ресурса по востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, ориентированного на широкий круг пользователей" направлено на установление порядка предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации соответствующей субсидии.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год";
в) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров".
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров" принимается в целях реализации части 6 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров" направлено на установление порядка предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации соответствующей субсидии.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год";
г) приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий".
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий" принимается в целях реализации пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Принятие приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий" направлено на установление в 2016 году Правил предоставления Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.