Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Основные начала законодательства Российской Федерации об административной ответственности
1.1 Законодательство Российской Федерации об административной ответственности, его структура, задачи, действие в пространстве и во времени
Статья 1. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности
1. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности определяет основные начала, основания и содержание административной ответственности физических и юридических лиц, а также порядок осуществления судами (судьями), органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными административно-публичными полномочиями, их должностными лицами производства по разрешению подведомственных им дел о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.
2. Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса Российской Федерации об административной ответственности и принимаемых на основе, в соответствии с ним и по указанным в нем вопросам законов субъектов Российской Федерации об административной ответственности, а также иных нормативных правовых актов.
3. Законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности и иные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основе настоящего Кодекса и не могут ему противоречить. Субъекты Российской Федерации не вправе включать в принимаемые ими законы об административной ответственности нормы, направленные на изменение, дополнение или исключение действия положений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административной ответственности.
4. Международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения необходимо принятие соответствующего федерального закона. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административной ответственности, то применяются правила международного договора.
5. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области, судами автономных округов, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции судебных актов, которыми отдельные положения актов об административной ответственности признаются полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, данные положения подлежат применению с учетом вступивших в силу указанных судебных актов.
6. Действие настоящего Кодекса не распространяется на отношения, возникающие при привлечении физических и юридических лиц к публично-правовой ответственности, предусмотренной бюджетным законодательством, налоговым законодательством, законодательством о банковской деятельности, законодательством об обязательном социальном страховании, если иное не следует из положений указанного законодательства.
Статья 2. Задачи законодательства об административной ответственности
Задачами законодательства об административной ответственности являются охрана и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, семьи, прав и законных интересов организаций, общества и государства, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды и установленных режимов природопользования, общественной нравственности, собственности, политической, экономической и социальной систем государства, общественного порядка и общественной безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и местного самоуправления, обеспечения обороны государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Статья 3. Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере законодательного регулирования административной ответственности
1. К ведению Российской Федерации в сфере законодательного регулирования административной ответственности относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административной ответственности;
2) перечня мер административной ответственности (видов административных наказаний) и порядка их применения;
3) административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, признанными обязательными для исполнения нормативно-техническими документами;
4) порядка производства по делам о привлечении к административной ответственности, в том числе установление мер обеспечения данного производства;
5) порядка исполнения постановлений и решений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. К ведению субъектов Российской Федерации в сфере законодательного регулирования административной ответственности относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, функционирующих на территориях данных субъектов;
2) организация производства по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности;
3) определение подведомственности дел о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов, уполномоченных на разрешение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности;
6) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных данным Кодексом;
8) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктах 4 - 6 части 1" следует читать "пунктах 4 - 6 части 6"
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности, при осуществлении органами местного самоуправления делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации полномочий по контролю (надзору), а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, уполномочены рассматривать дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренные данным Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в данном Кодексе.
Статья 4. Действие законодательства Российской Федерации об административной ответственности в пространстве
1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
2. Административным правонарушением, совершенным на территории Российской Федерации, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершаемые на континентальном шельфе и в исключительных экономических законах Российской Федерации;
3. Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, приписанном к порту Российской Федерации и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В соответствии с настоящим Кодексом административную ответственность несет также лицо, совершившее административное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации, независимо от места его нахождения.
4. Вопрос об административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных иностранцев, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами административного правонарушения на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.
5. Процессуальные нормы настоящего Кодекса применяются в производстве по делам о привлечении к административной ответственности независимо от места совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации, если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, не установлено иное.
Местом совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации признается территория субъекта Российской Федерации, района, города, другого административно-территориального образования, иная территория, в пределах которой было совершено данное правонарушение и на которую распространяется административная юрисдикция судьи, органа, должностного лица, уполномоченного рассмотреть дело о привлечении к административной ответственности за указанное административное правонарушение.
6. Положения настоящего Кодекса, регулирующие порядок производства по делам о привлечении к административной ответственности, применяются при осуществлении производства по делу о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, совершенное на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.
Статья 5. Действие законодательства об административной ответственности во времени
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время совершения этого правонарушения;
2. Временем совершения административного правонарушения признается фактическое время осуществления противоправного действия (бездействия), предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности, независимо от времени наступления последствий.
3. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, а равно закон или другой нормативный правовой акт, исключающий обязанность, ограничение или запрет, неисполнение (несоблюдение) которого образует объективную сторону административного правонарушения, либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона, другого нормативного правового акта в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
4. Закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность за действие (бездействие), признаваемое административным правонарушением, а равно закон или другой нормативный правовой акт, устанавливающий публично-правовые обязанность, ограничение или запрет, за неисполнение (несоблюдение) которых предусмотрена административная ответственность, либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на лицо, совершившее соответствующее действие (бездействие) до вступления в силу указанного закона или другого нормативного правового акта.
5. При производстве по делу о привлечении к административной ответственности применяются процессуальные нормы законодательства об административной ответственности, действующие во время совершения компетентным органом, должностным лицом, судьей процессуального действия или вынесения (принятия) по разрешаемому делу процессуального акта (постановления, определения, решения) и регулирующие основания и порядок совершения соответствующего действия или вынесения (принятия) соответствующего процессуального правового акта, если иное не установлено настоящим Кодексом
1.2. Основания и принципы привлечения к административной ответственности
Статья 6. Основание административной ответственности
1. Единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
2. При установлении в действии (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в правовых нормах, нарушение которых квалифицируется в качестве такого правонарушения и вменяется указанному лицу, толкуются в его пользу.
Статья 7. Принципы административной ответственности
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства, индивидуализации, вины в совершении административного правонарушения, справедливости, недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности.
Статья 8. Законность привлечения лица к административной ответственности
1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
2. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного органа и должностного лица в соответствии с законом.
3. При привлечении к административной ответственности не допускаются действия, унижающие человеческие достоинство физического лица или причиняющие ему физические страдания, а также действия, направленные на нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Статья 9. Равенство лиц, привлекаемых к административной ответственности
1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, не связанных с совершенным административным правонарушением.
2. Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут быть установлены особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).
Статья 10. Индивидуализация административной ответственности
Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его индивидуальных характеристик, принимаемых во внимание при назначении административного наказания.
Статья 11. Вина в совершении административного правонарушения
Физическое и юридическое лицо подлежат привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, при совершении которых установлена их вина. Привлечение лица к административной ответственности за невиновное нарушение правил и норм, образующее объективную сторону административного правонарушения, не допускается.
Статья 12. Справедливость административной ответственности
Справедливость административной ответственности заключается в соответствии, соразмерности применяемых к лицу мер административной ответственности характеру совершенного им административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного физического лица.
Статья 13. Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности
Никакое физическое или юридическое лицо не может неоднократно нести административную ответственность за фактически совершенное им в конкретном месте и в конкретное время противоправное действие (бездействие), за которое оно уже было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания, независимо от того, по какой статье (части статьи) настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности данное действие (бездействие) было квалифицировано в качестве административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.