Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 917476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" вводится запрет на предоставление информации, за исключением ранее распространенной, по запросам иностранных органов власти и уполномоченных ими организаций, без предварительного согласия уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации если иное не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации или федеральными законами.
Данный законопроект направлен на решение задачи по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в экономике и экономической безопасности.
В международном праве механизмы трансграничной передачи информации регулируются Гаагской Конвенцией от 18 марта 1970 года (Российская Федерация присоединилась в 2001 году), согласно которой запросы о трансграничном предоставлении информации можно направлять по судебным либо дипломатическим каналам. Однако административная и судебная практика по делам о трансграничном предоставлении информации свидетельствует о том, что государственные органы и уполномоченные ими организации ряда стран (в первую очередь США) зачастую игнорируют международные соглашения, направляя напрямую запросы о предоставлении информации, относящейся к деятельности компаний других стран, и придавая таким запросам в соответствии со своим законодательством характер обязательных к исполнению требований, нарушая, таким образом, существующий порядок.
Установление национальным законодательством государств ограничений или запретов на трансграничную передачу информации ограниченного доступа, относимой законодательством таких государств к государственной, финансовой, коммерческой тайне или приравненной к ней информации, является на сегодняшний день достаточно широко распространенной практикой (Франция, Китай, Германия, Австрия, Италия, Индия и др.).
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается установить положение, в соответствии с которым предоставление информации ограниченного доступа, а также общедоступной информации, но еще не распространенной, иностранным государствам, международным организациям или находящимся под их контролем организациям, иностранным органам власти и управления, иностранным органам и организациям, осуществляющим распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции, без предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти, запрещается.
Кроме того, законопроектом предлагается установить административную ответственность за предоставление указанной информации, без получения предварительного согласия федерального органа исполнительной власти.
Необходимость предусмотреть в законодательстве РФ значимые санкции за несоблюдение запрета на предоставление или раскрытие информации продиктована имеющимся опытом правоприменительной практики иностранных государств, согласно которой само по себе наличие запрета на предоставление или раскрытие информации не является достаточным основанием (оправдывающим обстоятельством) для отказа компаний и/или должностных лиц в предоставлении или раскрытии запрошенной у них информации, если за нарушение такого запрета не предусмотрены реально применяемые значимые санкции.
Принятие законопроекта повысит степень защищенности соответствующей информации, от вмешательства со стороны иностранных органов власти и уполномоченных ими организаций, будет способствовать повышению уровня защиты национальных интересов России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Законопроектом предусматривается возложить на уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти полномочий по предварительному согласованию предоставления информации в ответ на запросы иностранных государств и находящихся под их контролем организаций.
В связи с тем, что исполнение указанных полномочия не требуют значительных трудозатрат и может быть осуществлено без увеличения численности сотрудников соответствующих государственных органов, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения актов федерального законодательства.
Вместе с тем потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации, определяющего федеральные органы исполнительной власти, с предварительного согласия которого разрешается предоставление информации по запросам (обращениям, требованиям) иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции в соответствующей сфере экономики, а также порядок получения предварительного согласия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.