Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 8 сентября 2015 г. N 3-ВС-5785/15
на проект федерального закона N 919259-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй 213.1, устанавливающей уголовную ответственность за неоднократное самовольное проникновение в подземные или подводные объекты, как следует из пояснительной записки, в целях обеспечения охраны объектов, представляющих важное значение для функционирования систем жизнеобеспечения населения.
Концептуальных замечаний по тексту законопроекта в Верховном Суде Российской Федерации не имеется.
Вместе с тем полагаем возможным обратить внимание на следующее.
По смыслу рассматриваемой нормы, предусмотренное ею общественно опасное деяние, совершается с прямым умыслом. При этом указание в норме лишь на то, что проникновение совершается самовольно, явно недостаточно для характеристики субъективной стороны состава данного преступления. Представляется, что такое проникновение должно носить для лица, его совершившего, заведомо незаконный, запретительный характер.
Из диспозиции части 1 статьи 213.1 УК РФ в редакции законопроекта неясно, о каких именно подземных и подводных сооружениях объектов, охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, идёт речь. В связи с чем предлагаем конкретизировать данную норму указанием на отрасль законодательства, в соответствии с которым обеспечивается охрана таких объектов.
В целях выведения из-под действия предложенного в пункте "б" части 2 проектной статьи квалифицирующего признака деяний, совершённых при отсутствии прямого и косвенного умысла на получение и распространение сведений, составляющих государственную тайну, предлагаем уточнить редакцию данного пункта, дополнив его указанием на совершение преступления, сопряжённого с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Следует также отметить, что согласно проектному примечанию к статье 213.1 УК РФ состав рассматриваемого преступления предполагает наступление уголовной ответственности при условии привлечения лица ранее к административной ответственности за аналогичное деяние в течение двух лет. Однако в соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
С учётом необходимости руководствоваться в каждом конкретном случае общими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание на срок, исчисляемый с момента привлечения к административной ответственности, предлагаем исключить. При этом полагаем целесообразным применить при конструировании нормы подход, аналогичный использованному в диспозиции статьи 264.1 УК РФ, где прямо указано на лицо, подвергнутое административному наказанию, что позволит обойтись без примечания как такового.
Кроме того, принимая во внимание, что посягательство на объект, на охрану которого направлена проектная норма, не связано с обеспечением общественного порядка, нарушаемого из хулиганских побуждений, представляется целесообразным разместить данную норму в числе близких по своему смыслу норм, присвоив ей порядковый номер "215.4".
Законопроект поддерживается Верховным Судом Российской Федерации при условии учёта высказанных замечаний при его подготовке ко второму чтению.
|
С.В. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.