Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
от 22 сентября 2015 г. N 3.9-100/1
по проекту федерального закона N 855485-6 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 855485-6 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает имплементацию в российское законодательство норм международного права, закрепленных в Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2004 году. В соответствии с указанной конвенцией государство, его органы, учреждения и организации, а также их имущество не пользуются иммунитетом от юрисдикции другого государства по коммерческим сделкам, трудовым договорам и иным основаниям, указанным в конвенции.
С учетом этого законопроект устанавливает в Российской Федерации пределы юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества, а также содержит правовые нормы, регламентирующие особенности судопроизводства в Российской Федерации с участием иностранных государств.
Законопроектом презюмируется приоритет международного договора при регулировании отношений, связанных с применением Российской Федерацией юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества, а также закрепляются понятия видов юрисдикционного иммунитета и суверенных властных полномочий. Законодательные новеллы предусматривают установление оснований для признания отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета, а также категорий споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом.
Законопроект устанавливает также возможность ограничения юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на основе принципа взаимности, предусматривающего право судебных органов Российской Федерации при рассмотрении споров с участием иностранного государства учитывать объем юрисдикционного иммунитета, которым Российская Федерация пользуется в этом государстве. Согласно принципу взаимности, юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества может быть ограничен, если установлено, что такое государство предоставляет Российской Федерации юрисдикционный иммунитет в меньшем объеме, чем тот, который предоставляет ему Российская Федерация.
Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта, направленного на усиление защиты имущественных интересов Российской Федерации и установление законодательных механизмов, предусматривающих возможность привлечения иностранного государства к участию в судебном разбирательстве при возникновении споров, не связанных с осуществлением им суверенных властных полномочий, и считает целесообразным его принятие. По мнению Комитета по вопросам собственности, предлагаемые законодательные новеллы позволят обеспечить соответствие законодательства Российской Федерации действующим нормам международного права и будут способствовать формированию надлежащей правоприменительной практики в этой сфере.
Вместе с тем Комитет по вопросам собственности полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть следующие замечания.
В настоящее время вопросы юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества регулируются процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом действующие положения процессуального законодательства, основанные на концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета, наделяют иностранные государства на территории Российской Федерации существенно более широким юрисдикционным иммунитетом по сравнению с тем, который предусмотрен Конвенцией ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В этой связи во избежание возникновения коллизии между действующими и вводимыми законодательными нормами требуется внести необходимые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 1 законопроекта, отношения, связанные с применением в Российской Федерации юрисдикционного иммунитета к иностранным государствам и имуществу иностранных государств, регулируются самим законопроектом, а также международным договором Российской Федерации, если последним установлены иные правила. Однако в статье 4 законопроекта указано, что иностранное государство пользуется иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации, если иное не предусмотрено общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договором Российской Федерации, иными федеральными законами и настоящим законопроектом. Представляется целесообразным привести редакцию статьи 4 в соответствие со статьей 1.
Согласно пункту 2 статьи 2 законопроекта понятие имущества иностранного государства определено как имущество на территории Российской Федерации, находящееся в собственности иностранного государства и используемое этим государством. При таком подходе имущественная ответственность иностранного государства может оказаться весьма ограниченной. В частности, в состав имущества иностранного государства могут не войти имущественные права на имущество, находящееся в его пользовании, например, право постоянного бессрочного пользования и право аренды. Это относится и к имуществу, не используемому иностранным государством, но находящемуся в его собственности. Из состава имущества иностранного государство окажется исключенным также имущество, находящееся в пределах иных территорий, на которых Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию согласно Конституции Российской Федерации и нормам международного права: на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Учитывая, что Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности исходит из более широкого понимания имущества иностранного государства, предлагается уточнить определение данного понятия в законопроекте.
Пункт 7 статьи 2 законопроекта определяет перечень судов Российской Федерации, уполномоченных на рассмотрение споров с участием иностранного государства. Вместе с тем в их составе отсутствуют Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации, что требует внесения соответствующего дополнения в указанный перечень.
Пункт 9 статьи 2 законопроекта определяет судно исключительно как все виды плавучих средств, которые используются или могут быть использованы в качестве средств передвижения по воде. Представляется, что целям данного законопроекта отвечает отнесение к данному понятию также иных видов судов, в частности воздушных.
Часть 1 статьи 8 законопроекта содержит отсутствующие в законодательстве Российской Федерации термины российского физического и юридического лица. Указанные термины целесообразно заменить на уже используемые в законодательстве Российской Федерации понятия, например, резидента-физического и юридического лица в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле".
Законопроект нуждается также в прояснении отдельных терминов с целью исключения неопределенности в процессе его правоприменения. Так, в части 1 статьи 8 при уточнении категории споров, в отношении которых не действует судебный иммунитет иностранного государства, использован критерий связанности гражданско-правовой сделки с осуществлением иностранным государством суверенных властных полномочий. В то же время согласно части 3 статьи 8 при решении судами вопроса о неприменении судебного иммунитета в отношении иностранного государства по такой сделке вместо критерия ее связанности с осуществлением суверенных властных полномочий предлагается рассматривать содержание самой сделки как деятельность по осуществлению суверенных властных полномочий.
С учетом изложенного Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 855485-6 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.