Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 810833-6 "О внесении изменений в статью 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Законодательным Собранием Новосибирской области
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 810833-6 "О внесении изменений в статью 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Новосибирской области.
Представленным законопроектом предлагается уменьшить предельный возраст для лиц, осуществляющих деятельность нотариуса, с 75 лет до 70 лет. При этом авторы законопроекта обращают внимание на то, что залогом надлежащего обеспечения нотариусами защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц является исключительное состояние интеллектуального здоровья представителя корпуса нотариусов.
Нормы Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, устанавливающие возрастной ценз для осуществления деятельности нотариуса, введены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в части установления для нотариуса возрастного предела в 75 лет должны применяться по истечении тридцати дней после дня вступления в силу утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность (пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 457-ФЗ).
Соответствующий приказ Минюста России от 29.06.2015 N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность" вступил в силу 11 июля 2015 года. Таким образом, вышеуказанные нормы закона относительно предельного возраста нотариуса применяются лишь с 11 августа 2015 года.
Авторы законопроекта не приводят достаточных обоснований необходимости корректировки норм законодательного акта, который сравнительно недавно подвергался системным изменениям, и по которому еще не сформировалась правоприменительная практика для целей оценки его нормативного воздействия, в связи с чем представленная законодательная инициатива, по мнению Комитета, является преждевременной.
Действующие нормы статей 2 и 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливают запрет на осуществление деятельности нотариуса лицу, признанному недееспособным или ограниченному в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу, состоящему на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, а также закрепляют порядок прекращения полномочий нотариуса в случае невозможности исполнения им профессиональных обязанностей по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения).
Такое законодательное регулирование в должной степени обеспечивает реализацию требований закона о наличии у нотариуса надлежащего интеллектуального здоровья, причем независимо от возраста, и, по мнению Комитета, представляет собой адекватный механизм защиты законных интересов граждан и организаций в тех случаях, когда нотариус в силу неудовлетворительного состояния здоровья не может являться таковым, но не сложил полномочия нотариуса добровольно.
Указанные в пояснительной записке примеры различных возрастных ограничений на военной, гражданской службе, а также применительно к должностям федеральных судей свидетельствуют лишь о дифференцированном подходе законодателя к установлению соответствующих требований к лицам с учетом особенностей осуществляемой ими деятельности от лица государства.
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 810833-6 "О внесении изменений в статью 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отклонить.
Заключение утверждено на заседании Комитета 22 сентября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.