Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 111587-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве",
внесенный депутатами Государственной Думы Т.К. Агузаровым, М.М. Галимардановым, З.Д. Геккиевым
(I чтение)
Досье на проект федерального закона
I. В части изменений в статьи 6.8, 6.9, 6.13, часть 2 статьи 6.16.1, часть 4 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривающие административную ответственность за совершение правонарушений в части наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (пункты 2-5, 14 статьи 1 проекта) необходимо учесть следующее.
Тенденция развития Кодекса в части правонарушений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, состоит в том, что за указанные правонарушения иностранные граждане и лица без гражданства подлежат безальтернативному административному выдворению за пределы Российской Федерации. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Федеральным законом от 28 декабря 2010 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", иностранные лица и лица без гражданства как субъекты административных правонарушений выведены в отдельные части соответствующих статей с тем, чтобы за указанные правонарушения к ним можно было бы применить безальтернативное административное выдворение.
Обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 129690-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предусматривающий изложение статьи 20.20 Кодекса в новой редакции, в которой также предусмотрено безальтернативное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за правонарушения, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами.
В связи с изложенным полагаем, что указанная тенденция должна быть учтена в рассматриваемом проекте и, таким образом, с учетом предлагаемых изменений в статью 3.3 Кодекса в санкциях перечисленных статей и частей статей речь может только об административном выдворении.
Кроме того, указанным выше Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 417-ФЗ внесено изменение в пункт 3 статьи 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которому иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркосодержащих растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации. Внесение предлагаемых в проекте изменений потребует внесения изменения в пункт 3 статьи 59 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Что касается невозможности исполнения постановлений судов о взыскании административных штрафов, наложенных на выдворяемых иностранных граждан или лиц без гражданства по причине того, что к моменту возникновения основания для его взыскания (часть 5 статьи 32.2 Кодекса) виновный иностранный гражданин или лицо без гражданства уже выдворено или выехало самостоятельно из Российской Федерации, то следует отметить, что в случае контролируемого самостоятельного выезда (часть 6 статьи 32.10 Кодекса) у иностранного гражданина или лица без гражданства имеется возможность добровольной уплаты штрафа в течение пяти дней.
В случае уклонения от уплаты административного штрафа в подпункте 6 статьи 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрена мера реагирования - въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты административного штрафа - до осуществления выплаты в полном объеме.
В целом же по проектируемым изменениям в Кодекс следует отметить, что предлагаемая схема наказаний "либо административный штраф либо административное выдворение", "либо административный арест либо административное выдворение" представляется менее гибкой нежели существующая, позволяющая при назначении административного наказания физическому лицу учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. (статьи 4.1-4.3 Кодекса), в связи с чем полагаем, что целесообразность внесения в Кодекс предлагаемых изменений в Кодекс, включая изменения в статью 3.3 Кодекса, нуждается в уточнении.
II. Проектом предлагается дополнить часть 3 статьи 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" положением, согласно которому судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Полагаем, что целесообразность такого дополнения части 3 статьи 65 указанного Федерального закона нуждается в дополнительном обсуждении. Обращаем внимание, что Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты" были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", направленные на регулирование вопросов, касающихся исполнения требований об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Так, в частности, в соответствии с частью 5 статьи 3.10 Кодекса предусматривается, что к иностранным гражданам и лицам без гражданства с момента назначения им административного наказания в виде административного выдворения может применяться содержание в специальном учреждении вплоть до принудительного и контролируемого перемещения указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. При этом содержание в специальных учреждениях исключает возможность самовольного их оставления иностранными гражданами и лицами без гражданства (часть 2 статьи 27.19 Кодекса). В связи с тем, что положения части 5 статьи 3.10 Кодекса до 1 января 2013 года применяются по мере создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, в настоящее время неясно будут ли такие граждане и лица иметь реальную возможность скрываться от исполнения наказания в виде административного выдворения.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.