Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 205660-6 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
внесен депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 205660-6 "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в подпункты 2, 3 и 11 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающие увеличение с 18 квадратных метров до 36 квадратных метров размера общей площади жилья на одного человека, исходя из которого определяется объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (далее - ветераны боевых действий и иные категории граждан).
В соответствии с указанной статьей средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Норма общей площади жилья 18 квадратных метров установлена согласно федеральному стандарту социальной нормы жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", в соответствии с которым определяется размер межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
По мнению автора законопроекта, норма общей площади жилья 18 квадратных метров, предусмотренная для граждан, относящихся к категории ветеранов боевых действий, ставит их в неравные условия с ветеранами Великой Отечественной войны.
Необходимо отметить, что ветераны Великой Отечественной войны имеют особый правовой статус, учитывая их подвиг и героизм, проявленный при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки им предоставляются в приоритетном порядке. В целях обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями были изменены ряд условий их предоставления, в том числе увеличена норма общей площади жилья до 36 квадратных метров.
Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий и иным категориям граждан, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставлено право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
По данным Минстроя России численность не обеспеченных жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, по состоянию на 1 апреля 20015 года составляет 113 688 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объем субвенций на осуществление полномочий субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на 2015 год составил 4 млрд. 359 млн. рублей.
Согласно финансово-экономическому обоснованию расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта составят 47 млрд. 498 млн. рублей. При этом законопроект в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
При отсутствии финансового обеспечения принятие законопроекта может привести к тому, что период ожидания предоставления жилого помещения или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения значительно увеличится, и соответственно не приведет к решению вопроса обеспечения жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, а также иных категорий граждан, указанных в пункте 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Принятие законопроекта также приведет к увеличению периода исполнения государством взятых обязательств по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан.
Необходимо отметить, что статья 2 законопроекта дублирует положения пунктов 1, 2, 4 - 9 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в связи с чем вопросы, содержащиеся в статье 2 законопроекта, не требуют дополнительного урегулирования.
Кроме того, положения пунктов 4 и 6, а также 5 и 7 статьи 2 законопроекта дублируют друг друга.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в предложенной редакции законопроект не поддерживает.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике, по обороне и безопасности законопроект не поддерживают.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.