Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 653456-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части сокращения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации),
внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 653456-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации), внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить обязательность проведения экспертизы проектной документации и, соответственно, осуществления государственного строительного надзора в отношении следующих объектов капитального строительства:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на усиление государственного контроля (надзора) за соблюдением лицами, осуществляющими строительство малоэтажных жилых домов, требований технических регламентов и проектной документации.
В пояснительной записке также указывается на значительное количество жалоб граждан, которым органами местного самоуправления предоставлены квартиры по договорам социального найма в малоэтажных многоквартирных домах, а также граждан, вложивших собственные средства в приобретение квартир (участников долевого строительства). Жалобы содержат сведения о низком качестве вводимого в эксплуатацию жилья, недоделках, нарушениях сроков строительства, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований в области энергосбережения и энергоэффективности, оборудования объектов приборами учета энергетических ресурсов. С учетом того, что допущенные нарушения обнаруживаются уже после окончания строительства, зачастую устранить их уже практически невозможно.
По мнению авторов законопроекта введение государственного строительного надзора при осуществлении малоэтажного жилого строительства будет способствовать не только обеспечению безопасности и надежности таких объектов капитального строительства, но и защите прав потребителей (граждан - участников долевого строительства и покупателей жилых помещений в этих домах).
Введение экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов действительно могут снизить риски причинения вреда здоровью, жизни и имуществу значительного числа граждан.
Строительство таких домов в отличие от объектов индивидуального жилищного строительства в большинстве случаев осуществляется застройщиками для целей последующей их реализации и извлечения прибыли. При этом ввиду объективных причин основным конкурентным критерием приобретения такого жилья остается цена.
Кроме того, для проектирования и строительства жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов не требуется получение допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вследствие этих факторов отсутствие обязательности проведения экспертизы проектной документации увеличивает риски возникновения ошибок проектирования, а отсутствие государственного строительного надзора в ходе строительства может повлечь снижение качества строительства, применение небезопасных строительных материалов и необеспечение энергетической эффективности таких домов.
Вместе с тем, введение обязательности проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в отношении затронутых законопроектом объектов повлечет увеличение сроков и стоимости их строительства, значительным образом увеличит нагрузку на органы, осуществляющие государственный строительный надзор.
При этом следует учесть, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд иных механизмов, направленных на обеспечение безопасности таких объектов капитального строительства.
Комитет также отмечает, что в законопроекте отсутствуют переходные положения, регулирующие вопросы об отсутствии необходимости проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по которым уже начато строительство.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Следует также учесть, что на пункты, предлагаемые законопроектом к исключению, имеются ссылки в иных законодательных актах (например, часть 6 статьи 16 и часть 2.1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В законопроекте также предусмотрен срок вступления в силу со дня его официального опубликования. По общему правилу, установленному статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен другой срок вступления в силу. Вместе с тем, в пояснительной записке оснований для установления иного срока не представлено.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 653456-6 "О внесении изменений в часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.