Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 654618-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры)",
внесенному депутатом Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 654618-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры), внесенному депутатом Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Субъектом права законодательной инициативы предлагается исключить слова "в случае подготовки соответствующей проектной документации" из пункта 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ), дополнить часть 7 статьи 51 ГРК РФ пунктом 4.1, в соответствии с которым застройщик при получении разрешения на строительство должен в случае, если экспертиза проектной документации не проводится, представить перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктур. Также Законопроектом посредством дополнения пункта 4 части 17 статьи 51 ГРК РФ исключаются случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, если изменения объектов капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, но при этом затрагиваются вопросы по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктур.
По мнению Комитета, идея о совершенствовании законодательства Российской Федерации в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения объектов социальной и транспортной инфраструктуры в целом заслуживает поддержки.
По существу предлагаемых изменений Комитет отмечает следующее.
1. Целью Законопроекта является повышение доступности объектов социальной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения. В пояснительной записке содержится довод о том, что наличие в п. 10 ч. 12 ст. 48 ГРК РФ оговорки "в случае подготовки соответствующей проектной документации" делает необязательной подготовку и включение этого раздела в проектную документацию. С указанной трактовкой п. 10 ч. 12 ст. 48 ГРК РФ согласиться нельзя. Из нормы п. 10 ч. 12 ст. 48 ГРК РФ следует, что если осуществляется подготовка проектной документации в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда, проектная документация должна содержать перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам. Учитывая вышеизложенное, предлагаемое изменение в п. 10 ч. 12 ст. 48 ГРК РФ представляется избыточным.
2. Проектируемый пункт 4.1 части 7 ст. 51 ГРК РФ необходимо соотнести с п. 10 ч. 12 ст. 48 и ст. 49 ГРК РФ, поскольку не все объекты, проектная документация которых не подлежит экспертизе, относятся к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Требование о представлении перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов ко всем объектам, проектная документация которых не подлежит экспертизе, также является избыточным. По мнению Комитета, указанная норма нуждается в уточнении.
3. Проектируемые изменения в пункт 4 части 17 ст. 51 ГРК РФ также нуждаются в уточнении, поскольку из предлагаемой редакции нормы не представляется возможным определить конкретные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
4. С учетом того, что Законопроект расширяет перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, целесообразно предусмотреть переходные положения в отношении тех объектов капитального строительства, документы в отношении которых направлены в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство до вступления в силу закона.
Учитывая, что изложенные в заключении замечания не носят концептуальный характер и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет поддерживает проект федерального закона N 654618-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.