Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 672438-6 "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части сокращения перечня объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе),
внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, С.Г. Каргиновым, Р.А. Баталовой, М.Х. Юсуповым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 672438-6 "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения перечня объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, С.Г. Каргиновым, Р.А. Баталовой, М.Х. Юсуповым и др. (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить обязательность проведения экспертизы проектной документации и, соответственно, осуществления государственного строительного надзора в отношении следующих объектов капитального строительства:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Как следует из пояснительной записки, отсутствие обязательности проведения экспертизы проектной документации осуществления государственного строительного надзора приводит к негативным последствиям, так как соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним государственным органом. Приводятся примеры, когда отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, проектная документация которого была выполнена с нарушениями требований технических регламентов по пожарной безопасности, привел к получению органом местного самоуправления представления органа прокуратуры по факту нарушения градостроительного законодательства, поскольку несоответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) не является предметом проверки органов местного самоуправления в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Введение экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов действительно могут снизить риски причинения вреда здоровью, жизни и имуществу значительного числа граждан.
Строительство таких домов в отличие от объектов индивидуального жилищного строительства в большинстве случаев осуществляется застройщиками для целей последующей их реализации и извлечения прибыли. При этом ввиду объективных причин основным конкурентным критерием приобретения такого жилья остается цена.
Кроме того, для проектирования и строительства жилых домов блокированной застройки и малоэтажных многоквартирных домов не требуется получение допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вследствие этих факторов отсутствие обязательности проведения экспертизы проектной документации увеличивает риски возникновения ошибок проектирования, а отсутствие государственного строительного надзора в ходе строительства может повлечь снижение качества строительства, применение небезопасных строительных материалов и необеспечение энергетической эффективности таких домов.
Вместе с тем, введение обязательности проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в отношении затронутых законопроектом объектов повлечет увеличение сроков и стоимости их строительства, значительным образом увеличит нагрузку на органы, осуществляющие государственный строительный надзор.
При этом следует учесть, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд иных механизмов, направленных на обеспечение безопасности таких объектов капитального строительства.
Комитет также отмечает, что в законопроекте отсутствуют переходные положения, регулирующие вопросы об отсутствии необходимости проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по которым уже начато строительство.
Следует также учесть, что на пункты, предлагаемые законопроектом к исключению, имеются ссылки в иных законодательных актах (например, часть 6 статьи 16 и часть 2.1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Вместе с тем, указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 672438-6 "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения перечня объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе) и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.