Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 865550-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), уточнив сроки проведения прокурорами проверок и предоставления им материалов.
Обращаем внимание, что в пункте 2 проектируемой статьи 21 Закона предусмотрены такие основания для продления срока проверки, как необходимость проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, ревизий (абзац 3), которые также являются основаниями для приостановления проведения проверки (абзац 5), в связи с чем, требуют уточнения критерии разграничения данных оснований.
Кроме того, не ясно, как по копиям документов будут проводиться специальные исследования, экспертизы, для проведения которых требуются только оригиналы, в случае приостановления проведения проверки по указанным основаниям, поскольку в соответствии с абзацем 7 проектируемого пункта 2 статьи 21 Закона оригиналы документов, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, когда они необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Также необходимо уточнить процедуру возобновления проведения проверки, поскольку законопроект предусматривает приостановление проверки на определенный срок (абзац 5 пункта 2 статьи 21 Закона), но не учитывает случаи получения проверяющим информации, документов или результатов специальных исследований, экспертиз, ревизий, либо устранения противодействия проверяемого органа (организации) ранее установленного срока.
Требует дополнительного обсуждения редакции абзаца 6 проектируемого пункта 2 статьи 21 Закона, согласно которому в предельный срок проведения проверки исполнения законов, установленный в абзаце 3, не включаются периоды времени между датой вручения требования о предоставлении необходимых информации и документов и датой их получения, поскольку в этот период проверяющими могут проводиться и другие действия. В абзаце 6 проектируемого пункта 2 статьи 21 Закона необходимо исключить слово "предельный", так как из его текста следует, что периоды времени, на которые проверка была приостановлена, а также периоды времени между датой вручения требования о предоставлении необходимых информации и документов и датой их получения, не включаются в общий срок проведения проверки исполнения законов при условии, что срок проведения проверки составляет 90 дней (предельный).
Также, положения абзаца 9 пункта 2 статьи 21 Закона, предусматривающие в качестве оснований для исключения из запрета проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, только наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств, необходимо согласовать с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в его Постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П, согласно которой проведение в разумный срок после первоначальной прокурорской проверки, по итогам которой в деятельности организации были выявлены нарушения законов, проверки их устранения представляется обоснованным, поскольку при ином подходе, предполагающем оставление вопроса о выполнении организацией мер по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства на усмотрение самой организации, ставилась бы под сомнение эффективность прокурорского надзора как такового, а также, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П, исключалась бы возможность контроля за деятельностью органа прокуратуры, проводившего первоначальную проверку, вышестоящим органом прокуратуры.
Положения абзаца 13 пункта 2 статьи 6 Закона необходимо согласовать с пунктом 2 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотреть возможность обжалования не только действия (бездействие) прокурора, связанные с проведением проверки исполнения законов, но и решения прокурора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2 части 1 статьи 1" следует читать "пунктом 2 части 2 статьи 1"
Положения проектируемых абзацев седьмого и восьмого пункта 2 статьи 6 Закона, запрещающие прокурору требовать у органа (организации) информацию и документы, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проводимой проверкой исполнения законов или соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также официально опубликованные в средствах массовой информации или размещенные на официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не согласуется с проектируемым абзацем девятым пункта 2 статьи 6 Закона, в соответствии с которым предусматривается обязанность органа (организации) на требование прокурора о предоставлении указанной информации и документов направлять не только сведения о проверке исполнения законов, в рамках которой предоставлялась такая информация, либо о средствах массовой информации (официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), в которых опубликована (размещена) соответствующая актуальная на момент требования информация, но и копий официально опубликованных документов или иных материалов.
Замечания юридико-технического характера по проекту федерального закона прилагаются.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.