Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 763547-6 "О внесении изменения в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенный Мурманской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 763547-6 "О внесении изменения в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Мурманской областной Думой, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающие, что установленные данной статьей полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть переданы органам местного самоуправления муниципальных районов в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ).
Нормы части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) предусматривают, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. В свою очередь органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения. Данные полномочия должны осуществляться данными органами за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых соответственно из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района и из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе заключать соглашения о передаче органам местного самоуправления муниципальных образований другого территориального уровня, переданных данным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в качестве государственных полномочий. Предметом указанных соглашений могут являться только собственные полномочия соответственно органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения.
Согласно нормам пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных этим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Данное полномочие не подпадает под перечни вопросов местного значения, установленные статьями 14, 15, 16 Федерального закона N 131-ФЗ и, соответственно, в силу части 1 статьи 19 этого же Федерального закона должно рассматриваться как делегированное органам местного самоуправления государственное полномочие. В связи с этим указанное полномочие не может быть передано от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений, указанных в части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ. Таким образом, положения законопроекта не соответствуют части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ и указанные в данном законопроекте полномочия не могут быть переданы от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ.
Необходимо также учитывать, что в течение значительного периода времени органы местного самоуправления поселений осуществляли и продолжают осуществлять не менее сложные полномочия в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Они утверждают генеральные планы поселения, правила землепользования и застройки, утверждают подготовленную на основе генеральных планов поселения документацию по планировке территории, выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждают местные нормативы градостроительного проектирования поселений, осуществляют резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд и т.д. (пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Полагаем, что в настоящее время в большинстве городских, сельских поселений, прежде всего в тех, в которых утверждены генеральные планы, имеются необходимые организационные, кадровые и финансовые ресурсы осуществлять полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом необходимо учитывать, что до 1 января 2015 года органы местного самоуправления сельских поселений наравне с органами местного самоуправления городских поселений осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности и земельных отношений, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, что не создавало проблем для органов местного самоуправления муниципальных районов реализовывать полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена (до вступления в силу с 1 марта 2015 года вышеуказанных изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В то же время следует отметить, что нормами Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающие, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Важно также учитывать, что нормы части 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона N 485-ФЗ предусматривают возможность перераспределения полномочий только между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем перераспределение законами субъекта Российской Федерации (равно как и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации) полномочий, в том числе полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов в соответствии с частью 1.2 статьи 17 данного Федерального закона не допускается.
В связи с изложенным, в случае отсутствия в отдельных поселениях необходимых организационных, кадровых и финансовых ресурсов для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, данные полномочия законом соответствующего субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены от органов местного самоуправления данных поселений органам государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.