Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 сентября 2015 г. N 5.1-2311
на проект федерального закона N 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 25 сентября 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 сентября 2015 года.
При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование.
Федеральным законом предлагается приостановить до 1 января 2016 года действие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регламентирующих порядок составления и утверждения на плановый период проекта федерального бюджета (проекта федерального закона о федеральном бюджете) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации).
Федеральным законом также предусматривается продлить до 25 октября 2015 года срок внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год. Одновременно с этим предлагается снять ограничения по срокам внесения на рассмотрение проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда (проекта решения о местном бюджете) на 2016 год.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что положения Кодекса, касающиеся планового периода, не будут применяться в отношении субъектов Российской Федерации, осуществляющих составление и утверждение проекта бюджета субъекта Российской Федерации (проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) и проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда) на 2016 год.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что изменения, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 и пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона в части приостановления до 1 января 2016 года действия отдельных положений Кодекса, вносятся в обобщенной форме, что создает правовую неопределенность в реализации указанных положений. Соответствующие изменения подготовлены без учета пункта 63 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, согласно которому внесение изменений в законодательный акт в обобщенной форме не допускается. Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Федеральный закон, наряду с изменениями, касающимися порядка составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, содержит положения, которые выходят за рамки его предмета правового регулирования. Указанные положения включены в законопроект при принятии его во втором чтении и предусматривают особенности исполнения федерального бюджета в 2015 и 2016 годах.
Так, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 5 Федерального закона помимо случаев, установленных статьей 217 Кодекса, а также Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год, предусматриваются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Соответствующие изменения вносятся по решению Правительства Российской Федерации после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Указанные положения Федерального закона не согласуются со статьей 217 Кодекса, содержащей закрытый перечень оснований, при которых показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены без соответствующего внесения изменений в закон (решение) о бюджете. При этом данная статья не предусматривает каких-либо иных случаев, допускающих возможность изменения порядка ведения сводной бюджетной росписи.
Обращаем также внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления используется юридически некорректная формулировка: "законодательный (представительный) орган".
Согласно части 1 статьи 6 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правовыми последствиями принятия Федерального закона являются формирование правовой базы для составления и утверждения проекта федерального бюджета на 2016 год, а также создание условий для оперативного управления бюджетными ассигнованиями в ходе исполнения федерального бюджета в 2015 и 2016 годах.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "а", "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федерального бюджета, финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 9 октября 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.