Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28 сентября 2015 г. N 3.5-03/1611
по Федеральному закону "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 сентября 2015 года Федеральный закон "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", комитет отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон разработан и внесен Правительством Российской Федерации в связи с высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и точности прогнозирования параметров федерального бюджета.
Представленный Федеральный закон направлен на создание правовых оснований для организации бюджетного процесса в 2016 году в сложившихся условиях.
Предлагается приостановить до 1 января 2016 года отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приостановлены нормы в части планового периода для бюджетов бюджетной системы (за исключением прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики), что позволит составить и утвердить федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов только на 2016 год.
Срок внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2016 год переносится с 1 октября на 25 октября 2015 года.
Также приостанавливается применение "бюджетного правила", устанавливающего требования к определению общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в связи с сокращением общего объема доходов федерального бюджета и составлением проекта федерального бюджета только на один год.
Рассматриваемым Федеральным законом продлеваются на 2016 год нормы об особенностях исполнения договоров и заключения новых договоров, предусматривающие:
сохранение права получателей средств федерального бюджета заключать договоры, срок оплаты которых за пределами 2016 года, в соответствии с ранее доведенными лимитами бюджетных обязательств по решению Правительства Российской Федерации;
нерасторжение договоров, по которым приняты обязательства, подлежащие оплате в 2017 году, по инициативе получателя средств федерального бюджета в связи с недоведением ему лимитов бюджетных обязательств на указанный год.
В отношении субъектов Российской Федерации предлагается также создать правовые основания для:
составления и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования только на 2016 год;
возможности определения законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом) сроков внесения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (местного бюджета) в законодательный (представительный) орган;
возможности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) самостоятельно принимать решение о внесении проекта бюджетного прогноза на долгосрочный период одновременно с проектом бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Предусматривается также право для представительных органов муниципального образования, в случае утверждения местного бюджета на 2016 год, принятия решения о разработке и утверждении местной администрацией среднесрочного финансового плана муниципального образования.
В рамках второго чтения законопроекта были приостановлены до 1 января 2016 года нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части установления страховых тарифов на плановый период и Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части утверждения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на плановый период.
В целях оперативного управления средствами федерального бюджета Государственной Думой был принят целый ряд поправок, предусматривающих условия и направления перераспределения своевременно неиспользованных бюджетных средств.
При исполнении федерального бюджета в 2015 году предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись (без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений в следующих случаях:
- при увеличении бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации сверх установленного объема бюджетных ассигнований в пределах поступлений от возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации;
- перераспределения бюджетных ассигнований выделенных на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с отсутствием на 15 августа 2015 года заключенных соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление субсидий, и органами государственной власти - получателями субсидий, для последующего предоставления дотаций.
При исполнении федерального бюджета в 2016 году предусмотрено, что изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений могут быть внесены:
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения в целях реализации решений Президента Российской Федерации по повышению оплаты труда отдельных категорий работников;
- в связи с увеличением бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации сверх установленного объема бюджетных ассигнований в пределах поступлений от возврата данных бюджетных кредитов;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований выделенных на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление им дотаций в связи с отсутствием на 1 мая 2016 года акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и (или) отсутствием на 15 августа 2016 года заключенных соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - получателями субсидий.
Комитет отмечает, что данный механизм перераспределения своевременно неиспользованных бюджетных средств будет действовать до конца 2016 года.
Кроме этого, рассматриваемым Федеральным законом предусматривается увеличение сроков предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации кредитов из федерального бюджета с 3 до 5 лет.
Продлевается до 1 января 2018 года срок действия нормы, устанавливающей, что предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что перенос срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год с 1 октября на 25 октября 2015 года повлечет также перенос сроков рассмотрения и распределения межбюджетных трансфертов (во втором чтении), предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, что может оказать негативное влияние на формирование и принятие бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим предлагается Минфину России рассмотреть вопрос об ускорении сроков доведения до субъектов Российской Федерации информации об объемах предоставляемых им межбюджетных трансфертов на 2016 год.
Также в результате обсуждения законопроекта в Государственной Думе было принято решение о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", устанавливающей обязанность представления до 1 октября 2015 года в Государственную Думу проектов государственных программ Российской Федерации. В результате в соответствии с действующим бюджетным законодательством одновременно с проектом федерального бюджета на 2016 год в Государственную Думу должны поступить паспорта государственных программ Российской Федерации, а государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о федеральном бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.