Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28 сентября 2015 г. N 3.5-03/1613
по Федеральному закону "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября 2015 года, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2014 году осуществлялось в условиях существенного падения темпов экономического роста. Это падение было вызвано в первую очередь значительным снижением мировых цен на энергоносители. Неблагоприятный геополитический фон в отношении России и введение рядом государств финансово-экономических санкций, включая запрет на осуществление займов на внешних рынках для крупнейших российских банков и компаний, ухудшение конъюнктуры мирового рынка для ряда товаров традиционного российского экспорта, вызвало в свою очередь существенное ослабление курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, а также сокращение международных резервов, сопровождавшееся увеличением оттока капитала из страны.
Основные показатели социально-экономического развития страны в 2014 году характеризовались следующими данными.
Объем ВВП составил 71 406,4 млрд. рублей, что меньше показателя, принятого в расчетах к Федеральному закону N 349-ФЗ при утверждении в декабре 2013 года, на 1909 млрд., и меньше показателя, предполагавшегося при уточнении в июне 2014 года, на 87 млрд. рублей. Темп роста ВВП по сравнению с 2013 годом - 100,6% (в 2013 году по сравнению с 2012 годом - 101,3%). При этом значение ВВП является самым низким с 1999 года (за исключением 2009 года).
Темпы роста инфляции в декабре 2014 года составили 11,4%, (что на 4,9 процентного пункта выше, чем в 2013 году). При этом, в расчетах к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N349-Ф3 показатель инфляции был принят равным 5,0%.
В среднем за 2014 год мировая цена на нефть марки "Юралс" составила 97,6 доллара США за баррель, что на 9,5% ниже среднего уровня предыдущего года (107,9 доллара США за баррель).
Объем экспорта в 2014 году составил 497,8 млрд. долларов США и сократился за год на 4,9% (в 2013 году - сократился на 0,8%). Импорт в 2014 году по методологии платежного баланса составил 308,0 млрд. долларов США и сократился в стоимостном выражении на 9,8% (в 2013 году по сравнению с 2012 годом он вырос на 1,7%).
Положительное сальдо торгового баланса в 2014 году увеличилось на 7,8 млрд. долларов США и составило 189,7 млрд. долларов США (в 2013 году - 181,9 млрд. долларов США). При этом изменение величины сальдо торгового баланса происходило в условиях снижения объемов как экспорта, так и импорта товаров.
В 2014 году величина темпа прироста реальных располагаемых денежных доходов населения оказалась отрицательной и составила - 0,7% (в 2013 году - 4%). При этом реальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась на 1,2% (в 2013 году - на 4,8%), и составила 32 611 рублей, реальный размер назначенных пенсий - на 0,9% (в 2013 году - на 2,8%).
Объем кредитов и прочих средств, предоставленных физическим лицам со стороны банковского сектора, увеличился только на 13,8% (в 2013 году - на 28,7%).
При этом продолжал расти объем просроченной задолженности по кредитам и прочим средствам, предоставленным физическим лицам - на 51,6% (в 2013 году - на 40,7%).
В ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" вносились четыре раза. При этом основные параметры изменялись один раз.
Федеральным законом N 349-ФЗ первоначально предусматривался дефицит федерального бюджета на 2014 год в размере 389 593,9 млн. рублей. Федеральным законом N 201-ФЗ были внесены изменения в основные характеристики федерального бюджета на 2014 год в результате чего был установлен профицит федерального бюджета в размере 278 641,17 млн. рублей.
Сравнительный анализ показателей бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, объемы по которым утверждены Федеральным законом N 349-ФЗ, показал следующее.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 349-ФЗ предусмотрено выделение 50 000,0 млн. рублей на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сбербанке России, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество "Российская государственная страховая компания" и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями.
Данной нормой объемы средств, направляемые на указанные цели, между Минфином России и Федеральным казначейством, не распределены. В сводной бюджетной росписи этот показатель распределен в сумме 49 000,0 млн. рублей и 1000,0 млн. рублей соответственно.
Во исполнение части 9 статьи 23 Федерального закона N 349-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2756-р Минфином России 31 декабря 2014 года осуществлен имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" путем передачи пакета облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) номинальной стоимостью 1 000,0 млрд. рублей в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков путем последующей передачи указанных ОФЗ в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков. Указанная операция выполнена в полном объеме.
Итоговые плановые показатели, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на 2014 год (с изменениями), отличаются от плановых показателей, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, с учетом изменений сводной бюджетной росписи, в том числе:
на (-) 284 122,0 млн. рублей для размещения средств Фонда национального благосостояния в привилегированные акции Банка ВТБ (ОАО), ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Газпромбанк", а также в долговые обязательства, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
на (-) 20 000,0 млн. рублей на предоставление кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
на (-) 10 000,0 млн. рублей - изменения, вносимые в связи с необходимостью увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам из федерального бюджета, в связи с ростом курса доллара США к рублю по отношению к курсу, использованному при расчете показателей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", за счет уменьшения объема исполнения государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
на (-) 72 000,0 млн. рублей - изменения, вносимые в связи с размещением средств Фонда национального благосостояния в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 197-р о приобретении долговых обязательств Украины (облигаций внешних государственных займов Украины).
Кроме того, в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, утвержденным приказом N 159н, в бюджетную роспись по главе 100 "Федеральное казначейство" по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в связи с увеличением финансовых активов в федеральной собственности за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", внесено 2 изменения на общую сумму (-) 350 000,0 млн. рублей, в том числе: на сумму (-) 250 000,0 млн. рублей в связи с размещением в 2014 году средств ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2014 г. N 1749-р) и на сумму (-) 100 000,0 млн. рублей - в связи с необходимостью размещения средств Фонда национального благосостояния на субординированные депозиты в ОАО Банк ВТБ.
Доходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 496,9 млрд. рублей, что на 258,1 млрд. рублей, или на 1,8%, больше значения, утвержденного Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ (с изменениями).
Расходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 831,6 млрд. рублей, что на 220,6 млрд. рублей, или на 1,5%, меньше показателя, утвержденного сводной бюджетной росписью с изменениями.
Таким образом, дефицит федерального бюджета составил 334,7 млрд. рублей при утвержденном профиците 278,6 млрд. рублей. Однако без учета некассовой операции по осуществлению имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов", превышение доходов над расходами составило 665,3 млрд. рублей, что на 386,7 млрд. рублей превышает законодательно утвержденный объем профицита.
Основными доходными источниками федерального бюджета в 2014 году, как и в предыдущие годы, были вывозная таможенная пошлина, НДС и НДПИ.
Федеральным законом N 201-ФЗ первоначально прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был увеличен на 668 235,0 млн. рублей. При этом были увеличены нефтегазовые доходы на 952 098,1 млн. рублей главным образом за счет увеличения прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю с 33,4 до 35,5 рубля за 1 доллар США, изменения прогноза мировых цен на нефть марки "Юралс" с 101 доллара США до 104 долларов США за баррель, а также экспортных цен на газ природный и облагаемых объемов экспорта углеводородного сырья (товаров, выработанных из нефти и газа природного). Прогноз поступлений ненефтегазовых доходов был уменьшен на 283 863,1 млн. рублей, что связано в основном со снижением прогнозируемых объемов ВВП (с 73 315 до 71 493 млрд. рублей), объемов импорта (на 24,2 млрд. долларов США), а также с планируемым уменьшением дивидендов по акциям ОАО "Роснефтегаз" с 95% до 25% от чистой прибыли (на 45,8 млрд. рублей), снижением доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (на 28,2 млрд. рублей) и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (на 12,5 млрд. рублей).
В 2014 году нефтегазовые доходы - 7 433 805,8 млн. рублей или 10,4% ВВП, ненефтегазовые доходы - 7 063 074,7 млн. рублей или 9,9% к ВВП. Нефтегазовые доходы составили 51,3% и ненефтегазовые доходы 48,7%.
Факторный анализ изменения доходов показывает, что отклонение фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных привело к уменьшению доходов на 167,7 млрд. рублей и обусловлено, в основном, снижением мировой цены на нефть марки "Юралс" с прогнозных 104,0 долл. США/барр. до 97,6 долл. США/барр. по отчету; на газ природный с 385,8 долл./тыс. куб. м до 351,4 долл./тыс. куб. м; объемов импорта с 353,5 млрд. долл. США до 308,0 млрд. долл. США; снижением объемов экспорта нефти, нефтепродуктов и прочих экспортных товаров на 85,9 млрд. рублей; уменьшением объемов реализации подакцизной продукции на 48,7 млрд. рублей.
При этом рост курса доллара по отношению к рублю с 35,5 рубля до 38,0 рубля увеличил поступления доходов федерального бюджета на 489,7 млрд. рублей; снижение объемов экспорта, ведущее, в том числе, к снижению вычетов по НДС увеличило доходы на 44,3 млрд. рублей; изменение прочих объемных показателей (в том числе увеличение объема прибыли прибыльных организаций) привело к увеличению на 33,5 млрд. рублей.
Кроме того, на формирование доходной части федерального бюджета в 2014 году повлияли следующие факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей, которые привели к увеличению доходов на 425,8 млрд. рублей:
- дополнительные кассовые поступления НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, составили (+) 186,3 млрд. рублей;
- дополнительные поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации - (+)81,1 млрд. рублей;
- изменение структуры налоговой базы по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации (увеличение доли начисленного налога по отношению к ВВП) - (+)71,7 млрд. рублей;
- увеличение среднеэффективной ставки НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации - (+)29,3 млрд. рублей;
- возврат в федеральный бюджет организациями неиспользованных остатков субсидий прошлых лет - (+)28,7 млрд. рублей;
- дополнительное поступление доходов от размещения средств федерального бюджета - (+)27,6 млрд. рублей;
- повышение уровня собираемости по налогу на прибыль организаций - (+)27,3 млрд. рублей;
- дополнительное поступление разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий - (+)17,6 млрд. рублей;
- увеличение поступления административных платежей и сборов - (+)8,4 млрд. рублей;
- повышение уровня собираемости НДС - (+)8,4 млрд. рублей;
- увеличение поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба - (+)6,8 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что отрицательное влияние на поступление доходов оказали такие факторы, как: уменьшение поступлений от утилизационного сбора (-) 59,6 млрд. рублей; снижение поступлений государственной пошлины (-)11,5 млрд. рублей; снижение прочих неналоговых доходов (-)10,4 млрд. рублей; рост налоговых вычетов по акцизам на прямогонный бензин (-)8,1 млрд. рублей и прочие факторы (-)2,3 млрд. рублей.
Кассовое исполнение расходов в 2014 году характеризовалось следующими данными:
Наименование раздела классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
Утверждено Федеральным законом N 349-ФЗ (с изменениями) (млн. руб.) |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2014 год (млн. руб.) |
% к Федеральному закону N 349-ФЗ (с изменениями) |
Общегосударственные вопросы |
1 013 929,1 |
935 738,3 |
92,3 |
Национальная оборона |
2 470 570,6 |
2 479 074,0 |
100,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 065 665,9 |
2 086 173,5 |
101,0 |
Национальная экономика |
2 219 046,0 |
2 062 913,0 |
93,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
123 284,9 |
119 609,1 |
97,0 |
Охрана окружающей среды |
54 525,3 |
46 366,3 |
85,0 |
Образование |
640 210,6 |
638 268,7 |
99,7 |
Культура, кинематография |
97 898,1 |
97 831,7 |
99,9 |
Здравоохранение |
480 804,6 |
535 535,4 |
111,4 |
Социальная политика |
3 506 426,6 |
3 452 368,6 |
98,5 |
Физическая культура и спорт |
77 261,9 |
71 163,8 |
92,1 |
Средства массовой информации |
72 681,8 |
74 832,1 |
103,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
432 445,4 |
415 611,5 |
96,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
705 382,6 |
816 089,9 |
115,7 |
Всего расходов |
13 960 133,3 |
13 831 575,9 |
99,1 |
Публичные обязательства государства были обеспечены финансами в полном объеме.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что отчет об исполнении бюджета по расходам выявил наличие больших резервов повышения эффективности исполнения федерального бюджета по расходам.
1. Рост неиспользованных остатков средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям, составивший на 1 января 2015 года 56,5 процента. Объем таких средств составил 208,6 млрд. рублей.
При этом необходимо отметить, что доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения составили 48 868,8 млн. рублей, что больше на 59,3% по сравнению с предыдущим годом. При этом доходы по остаткам средств федерального бюджета и от их размещения, (кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в результате увеличения спроса на средства федерального бюджета со стороны кредитных организаций, увеличились по сравнению с прогнозом на 25 798,2 млн. рублей.
2. Продолжился стремительный рост объемов дебиторской задолженности, который на 1 января 2015 года составил 3,8 трлн. рублей, в том числе по доходам 1,1 трлн. рублей, по расходам 2,7 трлн. рублей.
Следует отметить, что, согласно отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2014 год, суммарный объем дебиторской задолженности главных распорядителей по расходам инвестиционного характера по состоянию на 1 января 2014 года составлял 616 046,8 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2015 года - 677 133,1 млн. рублей и увеличился за 2014 год на 61 086,3 млн. рублей, или на 9,9%.
Рост дебиторской задолженности по расходам инвестиционного характера обусловлен снижением показателей освоения средств, выделенных на ФАИП (без учета ГОЗ), которое, по данным Минэкономразвития России, составило в 2014 году за счет всех источников 499,6 млрд. рублей, что составляет 64,6% объема выделенных средств, или 77,6% объема кассовых расходов соответствующих средств (в 2013 году - 65,3% и 75,9% соответственно).
Так, например, освоение бюджетных инвестиций на капитальное строительство объектов Минтранса России составило 3 798,9 млн. рублей, или 24,8% объема средств федерального бюджета, перечисленных подрядным организациям (15 293,5 млн. рублей), в том числе на реализацию инфраструктурных проектов "Создание сухогрузного района морского порта Тамань", "Развитие транспортного узла "Восточный - Находка" (Приморский край)", "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", строительные работы по которым в 2014 году не выполнялись.
Задолженность по выданным авансам увеличилась за 2014 год на 316,2 млрд. рублей и составила 2,6 трлн. рублей. Например, задолженность выросла в Росжелдоре - в 2,7 раза, в Минпромторге России - в 1,5 раза, в Росморречфлоте - в 4,8 раза.
Комитет считает, что авансирование исполнителей государственных контрактов свидетельствует о скрытом субсидировании федеральным бюджетом отраслей экономики и недостаточной эффективности инвестиционных вложений.
3. Декларируемый переход к программному методу планирования бюджета не состоялся.
Всего по состоянию на 1 января 2015 года утверждены планы реализации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по 34 госпрограммам из 39.
В Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм представлены результаты оценки Минэкономразвития России эффективности реализации 32 госпрограмм (открытая часть), которая осуществлялась без методики ее проведения. Соответствующие расчеты и оценки по подпрограммам (ФЦП) не представлены.
Счетной палатой проведена оценка эффективности госпрограмм на основе уровня выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм, ФЦП; уровня выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам; уровня кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи с изменениями; прироста дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства. Счетной палатой выявлены множественные системные недостатки формирования госпрограмм. Так, в частности, 12 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей превышает 10% оценить затруднительно.
В настоящий момент выделяемые бюджетные ассигнования не связаны в достаточной мере с конкретными достижимыми показателями и мероприятиями, а стратегии развития отраслей и содержание государственных программ не коррелируют между собой. На деле цели и задачи конкретных расходов подгоняются "обратным счетом" под фактические лимиты бюджетных ассигнований. Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации образовать рабочую группу для приведения госпрограмм и стратегических документов в соответствие с рекомендациями Счетной палаты.
4. Продолжается рост незавершенного строительства финансируемого за счет федерального бюджета. В 2014 году не было введено 407 объектов, или 52,7% от того, что планировалось на 2014 год (772 объекта, или 31% от общего количества объектов, включенных в ФАЙЛ).
По состоянию на 1 января 2015 года осуществлен ввод 365 объектов, или 47,3% общего количества объектов, подлежащих вводу, или 15% общего количества объектов ФАИП.
Продолжается практика включения в федеральную адресную инвестиционную программу на соответствующий финансовый год объектов, не обеспеченных утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, что приводит к ежегодному росту количества не введенных в эксплуатацию объектов. Общий объем незавершенного строительства на 1 января 2014 года составлял 485,2 млрд. рублей, или почти половину общего объема ФАИП на 2014 год.
Указанные негативные тенденции обусловлены тем, что государственные заказчики в ряде случаев не заинтересованы в своевременном вводе объектов, учитывая возможности увеличения стоимости строительства (возможность последующего применения коэффициентов пересчета, индексов-дефляторов и иные). Исполнение расходов по ФАИП в течение 2014 года осуществлялось крайне неравномерно. В IV квартале 2014 года государственными заказчиками исполнено 50,6% годового объема ассигнований согласно уточненной росписи (в IV квартале 2013 года - 59,8%), при этом 100% годового объема субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности ФГУП, 84,8% - бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества. В указанный период 10 главных распорядителей исполнили 100% годового объема расходов на ФАИП (Росздравнадзор, ГФС России, Роскомнадзор, Роспечать, Минтруд России, Росархив, Спецстрой России, Росреестр, ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет", Верховный Суд Российской Федерации).
В IV квартале 2014 года исполнены годовые объемы кассовых расходов на ФАИП по 4 государственным программам, в том числе "Развитие рыбохозяйственного комплекса", "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Энергоэффективность и развитие энергетики". Еще по 18 государственным программам в IV квартале исполнение составило от 50,6% до 95% годового объема кассовых расходов по ним, что свидетельствует о недостаточном уровне планирования и управления расходами на ФАЙЛ в рамках указанных программ. Так, по госпрограмме "Развитие внешнеэкономической деятельности" кассовое исполнение расходов на ФАЙЛ В IV квартале 2014 года составило 1 596,3 млн. рублей, или 94,6% годового объема, по госпрограмме "Развитие науки и технологий" - 6 593,9 млн. рублей, или 87%, по госпрограмме "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" - 6 952,9 млн. рублей, или 85,2%.
При этом в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году (по состоянию на 20 марта 2015 года) в сводную бюджетную роспись в части средств на реализацию ФАЙЛ внесены изменения и увеличены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших оплате в 2014 году в соответствии с условиями этих государственных контрактов, но неиспользованных, в объеме 31 562,0 млн. рублей, что составляет 61,1% объема неисполненных в 2014 году в рамках ФАЙЛ средств федерального бюджета.
5. Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не привело к повышению эффективности в этой части расходов. Механизм государственных закупок продолжает оставаться системой скрытого субсидирования государством конкретных хозяйственных субъектов с высокими коррупционными рисками. Не сформирован механизм планирования, обоснования и нормирования закупок, что не позволяет оценить их необходимость и обоснованность.
В 2014 году объем крупных закупок стоимостью выше 1,0 млрд. рублей увеличился и составил 1,7 трлн. рублей, или 27,3% к общему объему закупок, что на 26% превышает уровень 2013 года. 73% таких закупок осуществляется на федеральном уровне. Почти третья часть закупок изначально осуществляется у единственного поставщика. Экономия от государственных закупок (по сравнению с 2013 годом) снизилась на 2%.
6. В конце 2014 года осуществлен имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в размере 1 трлн. рублей. Необходимо отметить, что взносы в уставные капиталы акционерных обществ, как правило, не используются в течение длительного времени на те цели, на которые они были предназначены. Средства остаются на счетах организаций, размещаются на депозитах, а проценты от их размещения согласно законодательству становятся собственностью компании. Таким образом, происходит фактическое беспроцентное кредитование государством акционерных обществ. В 2010 - 2014 годах из федерального бюджета были предоставлены взносы в уставные капиталы 67 акционерных обществ с государственным участием, включенных в прогнозные планы приватизации. Наиболее крупный объем бюджетных ассигнований был выделен ОАО "Россельхозбанк", ОАО "РусГидро", ОАО "Роснано".
Ключевые проблемы взносов в уставные капиталы - отсутствие финансово-экономического обоснования, учет потребностей в их исполнении в соответствующем финансовом году, а также оценка их эффективности при формировании проекта федерального бюджета.
Необходимо принять нормативный акт, устанавливающий порядок использования средств федерального бюджета, передаваемых в форме взносов в уставные капиталы акционерных обществ.
7. В качестве главных целевых приоритетов в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены развитие образования, здравоохранения, фундаментальной науки, инвестиции в транспортную и социальную инфраструктуры, также был определен их удельный вес в федеральном бюджете и в ВВП.
В 2014 году продолжалось устойчивое сокращение расходов федерального бюджета по этим приоритетным направлениям. В связи с вышеуказанным актуальным становится вопрос, насколько приоритеты бюджетной политики сегодня соответствуют задачам, стоящим перед государством. Так, сбалансированность бюджета достигается путем сокращения бюджетных расходов. Это оставляет открытым вопрос о том, стоят ли перед бюджетом иные цели, помимо сбалансированного бюджета и сохранения резервов.
8. В сфере региональных финансов наблюдается тревожная тенденция роста государственного долга бюджетов субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг субъектов составлял 1 737,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2013 года на 386,1 млрд. рублей, или на 28,6 процента.
По состоянию на 1 января 2015 года государственный долг субъектов составил 2 089,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом 2014 года на 352,0 млрд. рублей, или на 20,3 процента. Долг муниципальных образований - 306,5 млрд. рублей, из которых 179,0 млрд. рублей - кредиты, полученные муниципальными образованиями от кредитных организаций.
В 2014 году увеличение объема долговых обязательств произошло в 73 регионах. Таким образом, финансовое состояние бюджетов в отчетном году ухудшилось.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы, коррупционные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2014 год".
Председатель Комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.