Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проекты федеральных законов
N 642197-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Р.Х. Натхо, и
N 755703-6 "О внесении изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами), внесенный Законодательным Собранием Амурской области
Досье на проект федерального закона
Досье на проект федерального закона
Законопроектами предлагается усилить административную ответственность за пользование недрами без лицензии, включив в санкцию части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополнительное альтернативное наказание в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения.
В настоящее время часть 1 статьи 7.3 Кодекса предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч рублей до одного миллиона рублей.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленные законодательные инициативы, отмечает следующее.
В силу части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется.
Вместе с тем административное правонарушение может быть совершено не находящимся в собственности правонарушителя орудием совершения административного правонарушения.
Важно отметить, что к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса юридические лица могут привлекаться за незначительные правонарушения, такие как, отступление за границы лицензионного участка, бурение одной водяной скважины и др.
Как правило, пользование недрами осуществляется с помощью дорогостоящих технических средств, оборудования, вспомогательной специальной техники.
Конфискация такого имущества приведет к избыточному ограничению прав юридических лиц, более того может вовсе повлечь прекращение деятельности юридического лица.
Таким образом, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, они должны гарантировать адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что усиление административной ответственности приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица, не всегда сопоставимому тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
Кроме того необходимо отметить, что лица, совершившие вышеуказанные противозаконные деяния, помимо административной ответственности могут быть привлечены к уголовной ответственности.
В случае если пользование недрами без лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода свыше 1 миллиона пятьсот тысяч рублей, то такие нарушения квалифицируются по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, являясь соисполнителем, не поддерживает представленные законопроекты.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанные проекты федеральных законов.
Обращаем также внимание, что предложение об усилении ответственности за указанные правонарушения также содержится в проекте федерального закона N 734974-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов", внесенном Калининградской областной Думой.
Данные законодательные инициативы являются альтернативными и подлежат к рассмотрению по предусмотренной для таких законопроектов Регламентом Государственной Думы процедуре.
Утверждено на заседании Комитета "4" сентября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.