Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 732450-6 "О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части устранения излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации)
внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.И. Фокиным, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А. Малашенко, В.Е. Булавиновым, М.М. Бариевым, Д.В. Волковым, Н.И. Борцовым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Е.А. Гришиным, Б.К. Балашовым, Е.Л. Николаевой, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой, У.М. Умахановым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 732450-6 "О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части устранения излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, А.И. Фокиным, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А. Малашенко, В.Е. Булавиновым, М.М. Бариевым, Д.В. Волковым, Н.И. Борцовым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, Е.А. Гришиным, Б.К. Балашовым, Е.Л. Николаевой, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой, У.М. Умахановым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации помимо прочего не проводится в случае проведения такой экспертизы в отношении:
- проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация);
- модификации проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;
- модификации проектной документации линейных объектов, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющей их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.
Законопроектом предлагается не проводить экспертизу также в отношении модификации ранее получившей положительное заключение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (в том числе, отдельных разделов указанной проектной документации), не являющихся линейными, если в результате такой модификации конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства затрагиваются, но не снижаются, и такая модификация не приводит к увеличению сметы в случае осуществления строительства, реконструкции объектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом порядок подтверждения того, что такая модификация не снижает характеристик надежности и безопасности, не приводит к увеличению сметы, предлагается установить аналогичным порядку, применяемому в настоящее время в отношении линейных объектов (части 3.5 и 3.6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С учетом введения законопроектом дополнительного случая, при котором не проводится экспертиза проектной документации, изменения вносятся в пункт 4.1 части 5 и часть 11 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные изменения предусматривают включение организации, которая выдала заключение о подтверждении того, что модификация проектной документации не снижает характеристик надежности и безопасности, не приводит к увеличению сметы, в перечень лиц, несущих ответственность за возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения объекта капитального строительства (в порядке регресса) либо многоквартирного дома, его части (солидарная ответственность).
Таким образом, законопроект направлен на устранение излишнего административного барьера в процессе проведения экспертизы проектной документации, при этом предусматриваются меры, направленные на недопущение снижения качества строительства. В качестве таких мер устанавливается необходимость получения соответствующего заключения экспертной организации и вводится ее ответственность за недостатки такого заключения.
Вместе с тем, в целях устранения неоднозначного применения на практике представляется целесообразным раскрыть в законопроекте такие понятия как "конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности", "качественные и функциональные характеристики объекта капитального строительства", что позволило бы определить четкие критерии, разграничивающие понятия "типовой проектной документации", "модификации проектной документации, не затрагивающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности", "модификации проектной документации, не снижающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности". Кроме того, с целью исключения двоякого понимания на практике представляется целесообразным редакционно разграничить порядок проведения экспертизы проектной документации объектов, финансируемых за счет средств бюджетов, и иных объектов, например, путем введения отдельного положения, предусматривающего дополнительные по сравнению с обычным порядком условия для объектов, финансируемых за счет средств бюджетов.
Следует также отметить, что из законопроекта следует, что единственным отличием при рассмотрении вопроса о необходимости проведения экспертизы модификации проектной документации линейных объектов и объектов капитального строительства, не являющихся линейными, является отсутствие в результате такой модификации увеличения сметы на строительство, реконструкцию. При этом, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства финансируется за счет средств соответствующих бюджетов данное условие также должно соблюдаться и в отношении объектов капитального строительства, не являющихся линейными.
Учитывая, что линейные объекты также могут строиться, реконструироваться не только за счет бюджетных средств, но и за счет иных средств, указанное различие в подходах решения вопроса о проведении экспертизы модификации проектной документации представляется не вполне обоснованным.
В связи с этим, а также поскольку в соответствии с законопроектом для линейных и нелинейных объектов устанавливаются одинаковые требования, соблюдение которых позволяет не осуществлять экспертизу модифицированной проектной документации, а также идентичный порядок подтверждения соответствия проектной документации, представляется целесообразным исключить уточнение на линейные и нелинейные объекты (пункты 4 и 5 части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта), объединив их в одном пункте понятием "объект капитального строительства", предусмотрев особенности только в части объектов (как линейных, так и не являющихся линейными), строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 732450-6 "О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части устранения излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации) и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.