Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 734974-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов",
внесенный Калининградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленную законодательную инициативу и отмечает следующее.
Проект закона предусматривает усиление ответственности граждан за пользование недрами без лицензии на пользование недрами и за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов.
Прежде всего, необходимо отметить, что действующие размеры административных штрафов, предусмотренные статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), установлены Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и вступили в силу 31 марта 2010 года. При этом размеры административных штрафов были увеличены для граждан в 2,5 раза, для должностных лиц в 10 раз и для юридических лиц в 25 раз.
Кроме того, необходимо учитывать, что наряду с применением мер административной ответственности может быть применена такая принудительная мера как прекращение права пользованиями недрами (статья 20 Закона Российской Федерации "О недрах"), если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии.
В случае, если пользование недрами без лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такие нарушения квалифицируются по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации как незаконное предпринимательство и наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. В части 2 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации то же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Как следует из пояснительной записки, объем незаконно добытых строительных материалов достиг значительных размеров, поскольку регулярно выявляются факты незаконной добычи песка строительного и песчано-гравийного материала без лицензии, при этом незаконной добычей, как правило, занимаются физические лица. По мнению автора, принятие проекта федерального закона позволит усилить административную ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых, в том числе общераспространенных полезных ископаемых, и сбыт незаконно добытых полезных ископаемых.
Комитет, разделяя озабоченность автора законопроекта, вместе с тем отмечает, что необходимость ужесточения ответственности требует веских обоснований, в том числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста числа совершаемых правонарушений, несмотря на активное применение мер административного наказания, и увеличение размеров денежных взысканий.
Между тем в представленных материалах не содержатся сведения и статистические данные, свидетельствующие о недостаточности установленных мер административной ответственности, а также расчеты, сопоставляющие размеры штрафов и размеры экономической выгоды, получаемой в результате совершения правонарушения в сфере недропользования.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в своей официальной позиции, направленной в Комитет, также отмечает, что в представленных к законопроекту материалах не приведена достаточная аргументация о необходимости усиления административного наказания за указанные административные правонарушения, основанная на анализе правоприменительной практики в целом по Российской Федерации, свидетельствующая о неэффективности действующих размеров штрафных санкций, и основанная на статистических и иных данных, указывающих на рост числа соответствующих административных правонарушений. При этом увеличение размера штрафных санкций не может само по себе служить эффективной мерой профилактики противоправного поведения.
В этой связи не представляется возможным сделать вывод о обоснованном внесения предлагаемого законопроектом изменения.
Следует иметь в виду, что предложения об усилении ответственности за указанные правонарушения также содержатся в законопроектах N 642197-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном депутатами Государственной Думой И.И. Гильмутдиновым, Р.Х. Натхо, N 755703-6 "О внесении изменения в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенном Законодательным Собранием Амурской области
С учетом изложенного, рассматриваемый законопроект рекомендуется отклонить, рассмотрев его в соответствии с Регламентом Государственной Думы как альтернативный одновременно с вышеуказанными законопроектами в порядке, установленном для рассмотрения альтернативных законопроектов.
Утверждено на заседании Комитета "4" сентября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.