Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 735229-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, С.И. Васильцовым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко, А.Д. Куликовым, И.И. Никитчуком, В.М. Мархаевым, В.А. Коломейцевым, О.А. Куликовым, В.С. Шурчановым, М.Н. Свергуновой, В.Н. Паутовым
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на установление дополнительного ограничения для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также для государственных гражданских и муниципальных служащих.
В этих целях проектом предлагается дополнить статью 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) правовой нормой, устанавливающей запрет для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы на вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческой организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также быть их членами. Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в часть 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", установив аналогичные требования к государственным гражданским и муниципальным служащим.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения обусловлены несовместимостью деятельности представителя некоммерческой организации, являющейся иностранным агентом, и осуществления законотворческих и иных предусмотренных Федеральным законом функций парламентария, а также исполнения своих служебных обязанностей на государственной и муниципальной службе. Согласно пояснительной записке, введение предлагаемых ограничений будет способствовать устранению рисков дезорганизации деятельности соответствующих государственных органов федеральными парламентариями, государственными и муниципальными служащими, имеющими поставленные из-за рубежа задачи.
Следует отметить, что согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В настоящее время федеральным законодательством установлены определенные ограничения как для федеральных парламентариев, так и для государственных и муниципальных служащих, в том числе и запрет на вхождение указанных лиц в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений. Несоблюдение указанных ограничений может явиться основанием для досрочного прекращения полномочий либо увольнения с государственной, муниципальной службы. Однако следует учесть, что законодательством не установлен запрет на членство в некоммерческих организациях. В том случае, если такое членство может повлиять на исполнение вышеуказанными государственными или муниципальными служащими своих должностных обязанностей, представляется возможным рассматривать данный вопрос с точки зрения возникновения конфликта интересов либо соблюдения иных, в том числе морально-этических, норм.
Таким образом, в законодательстве достаточно предметно решен вопрос об ограничениях как на уровне федеральных парламентариев, так и государственных и муниципальных служащих. При этом возможность участия указанных субъектов в какой-либо коммерческой или некоммерческой организации может быть предусмотрена напрямую международным договором либо специальной нормой законодательства Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что пунктами 2-5 законопроекта предлагается внести изменения в части 4 и 5 статьи 1 Федерального закона, содержащей всего лишь 3 части.
Комитет отмечает необходимость дополнительной проработки законопроекта с точки зрения распространения предлагаемых им ограничений на широкий круг лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также должности государственной службы иных видов.
Правительство не поддерживает принятие указанного проекта федерального закона по аналогичным основаниям.
На основании изложенного, Комитет рекомендует проект федерального закона N 735229-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "__" сентября 2015 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.