Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 679165-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Полагаем, что нуждаются в доработке и конкретизации положения проектируемой законопроектом (пункт 8 статьи 1) статьи 31.1 "Общие положения о комплексе ГТО" Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ). В целях соблюдения принципов определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы следовало бы раскрыть в указанной статье на уровне общих положений, что включают в себя государственные требования комплекса ГТО (нормативы соответствующих испытаний (тестов) и в какой форме осуществляется сдача гражданами таких нормативов (посредством участия в физкультурных или спортивных мероприятиях по реализации комплекса ГТО - см. пункты 4 и 5 статьи 1 законопроекта или в форме тестирования населения в специальных центрах тестирования - см. части 3 и 4 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ).
Кроме того, из законопроекта не следует, что сдача нормативов ГТО является добровольной, в связи с чем полагаем необходимым сделать соответствующие уточнения, что будет соответствовать основным принципам законодательства о физической культуре и спорте, установленным статьей 3 Федерального закона N 329-ФЗ.
Нуждаются также в доработке и конкретизации положения законопроекта, связанные с центрами тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) ГТО (часть 4 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ). Полагаем, необходимым определить, что подразумевается под таким центром, в каких формах он может создаваться и осуществлять свою деятельность, а также компетенцию указанного центра. При этом следует уточнить порядок создания центров тестирования в физкультурно-спортивных клубах и иных некоммерческих организациях в качестве структурных подразделений, в том числе наделения их полномочиями по оценке выполнения видов испытаний (тестов) и нормативов ГТО. Следует также обратить внимание, что в рассматриваемом положении законопроекта физкультурно-спортивные клубы наделяются правом по оценке выполнения видов испытаний (тестов) ГТО при наличии в них центра тестирования в качестве структурного подразделения, однако в проектируемой законопроектом статье 31.2 Федерального закона N 329-ФЗ, в которой регламентируются права и обязанности физкультурно-спортивных клубов, соответствующего права указанных клубов не предусмотрено.
Во втором абзаце проектируемой законопроектом части 4 статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ следует уточить, о каких органах, которые вправе создавать центры тестирования в виде некоммерческих организаций, идет речь, так как сделана некорректная отсылка. При этом следует обратить внимание, что некоммерческая организация действует на основании устава (статья 52 ГК РФ). Кроме того, необходимо учитывать, что пунктом 3 статьи 1 законопроекта реализация комплекса ГТО отнесена к полномочиям, а не к правам органов государственной власти Российской Федерации. С учетом предусмотренных законопроектом (см. пункты 3, 4 и 5 статьи 1) полномочий органов публичной власти в области ГТО нуждаются также в обсуждении положения абзаца первого части 4 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ в части прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления наделять определенные организации "полномочиями по оценке выполнения видов испытаний (тестов) и нормативов комплекса ГТО".
В части 5 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ условное наименование федерального органа исполнительной власти следует привести в соответствие с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420: "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета".
Положения части 6 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ в части внедрения комплекса ГТО субъектами Российской Федерации следует согласовать с положениями пункта 3 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым реализация комплекса ГТО отнесена к полномочиям Российской Федерации.
В части 2 проектируемой законопроектом статьи 31.2 Федерального закона N 329-ФЗ слова "созданные в форме общественных организаций" следует исключить как излишние, поскольку в иной форме в соответствии с законопроектом физкультурно-спортивные клубы созданы быть не могут. Предлагается также исключить как излишние положения части 7 проектируемой законопроектом указанной статьи Федерального закона N 329-ФЗ, так как предоставление материально-технической базы физкультурно-спортивным клубам следует, на наш взгляд, рассматривать как форму поддержки.
Положения проектируемой законопроектом статьи 31.2 Федерального закона N 329-ФЗ в части возможности оказания физкультурно-спортивным клубам различных видов поддержки со стороны органов публичной власти целесообразно оформить в виде отсылочных положений к нормам Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым регламентированы вопросы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (см. статью 31.1 указанного Федерального закона).
Пункт 3 части 8 проектируемой законопроектом статьи 31.2 Федерального закона N 329-ФЗ предлагается исключить как излишний (в законопроекте ошибочно содержится две части 8 указанной статьи, имеется в виду часть 8, регламентирующая содержание устава физкультурно-спортивного клуба).
Положения части 1 проектируемой законопроектом статьи 31.4 Федерального закона N 329-ФЗ нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом проектируемого понятия "комплекс ГТО" (пункт 1 статьи 1 законопроекта) и положений Гражданского кодекса Российской Федерации о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности (см. статьи 1225, 1231.1, 1259 ГК РФ, а также определение понятие "символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия" - пункт 11.1 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ).
Необходимо также уточнить правовую природу понятия "возмездное присвоение статуса" (часть 5 проектируемой статьи 31.4 Федерального закона N 329-ФЗ).
Обращаем внимание, что предлагаемые законопроектом (пункт 10 статьи 1) изменения в статью 38 Федерального закона N 329-ФЗ в целях уточнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны быть соотнесены с вносимыми законопроектом изменениями в статьи 6, 8 и 9 Федерального закона N 329-ФЗ в части определения полномочий в области ГТО соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В части 4 предлагаемой законопроектом (пункт 11 статьи 1) новой редакции статьи 39 Федерального закона N 329-ФЗ условное наименование федерального органа исполнительной власти следует привести в соответствие с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608: "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения".
Законопроект нуждается в редакционной и лингвистической доработке в том числе в целях унификации используемой терминологии. По тексту законопроекта предлагаем использовать формулировку "выполнение гражданами нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО" в соответствующих падежах. Понятие "образовательные учреждения", используемое в части 4 проектируемой законопроектом статьи 31.1 Федерального закона N 329-ФЗ, необходимо привести в соответствие с терминологией Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Замечания юридико-технического и лингвистического характера по тексту законопроекта переданы в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.