Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
(в целях установления возможности заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона),
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами в целях эксплуатации расположенных на них причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов. Он предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта для указанных целей без проведения аукциона.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование в целях строительства и размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (бесплатно).
При этом для дальнейшей эксплуатации указанных объектов необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, право на заключение которого в соответствии с законодательством приобретается на аукционе.
В связи с тем, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, у добросовестных водопользователей, использовавших водные объекты для размещения названных объектов и преследовавших цели их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, гарантия получить право пользования акваторией отсутствует.
Практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нем либо за переуступку права пользования акваторией.
В этой связи хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.
Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами.
Следует также обратить внимание на замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, изложенные в соответствующем заключении на рассматриваемый законопроект.
В то же время Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает, что указанные замечания не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении.
На законопроект поступили положительные отзывы Комитета Государственной Думы по энергетике и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает возможным поддержать проект федерального закона N 681497-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду проект федерального закона N 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.