Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 925087-6 "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)" разработан в целях повышения эффективности выявления и пресечения нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Данным законопроектом предусмотрено увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования до двух лет.
Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности. В частности, это связано с:
необходимостью соблюдения предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию отсутствуют по заявленному месту регистрации);
злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или иным причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;
необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.
На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС.
Так, для фиксации доказательств по данной категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь.
С учетом необходимости получения заключений таможенных органов соответствующих иностранных государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации из государственных органов стран - членов Таможенного союза может доходить до полугода.
Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1 - 29.6 КоАП.
Кроме того, при производстве по делам об административных правонарушениях нередко возникают случаи, когда необходимо проведение экспертизы, предусмотренной статьей 26.4 КоАП, с целью подтверждения подлинности документов, подтверждающих перемещение товаров через границы Таможенного союза, а также во взаимной торговле между государствами - членами Таможенного союза, что также требует значительных временных затрат.
Также в Росфиннадзор в рамках основанной на действующем законодательстве системы информационного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля поступает информация о признаках нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицами, проводящими валютные операции.
При этом объем сведений о признаках нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с истекшими сроками давности привлечения к административной ответственности в составе общего массива поступающей информации является крайне высоким. Так, в период с 1 января 2012 г. по 1 августа 2014 г. в Росфиннадзор передано более 180 000 сообщений о признаках нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с истекшими сроками давности привлечения к административной ответственности.
Соблюдение резидентами требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования обеспечивается в том числе мерами административной и уголовной ответственности. Однако в правоприменительной практике распространены случаи совершения резидентами правонарушений с высокой степенью общественной опасности, в частности нерепатриация причитающихся по условиям внешнеторговых договоров денежных средств в размере, не превышающем шести миллионов рублей, осуществление незаконных валютных операций. Вместе с тем при истечении срока давности привлечения к административной ответственности по вышеуказанным правонарушениям резиденты избегают административной ответственности и в то же время не подлежат привлечению к уголовной ответственности.
Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до двух лет будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.