Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство устанавливает требования к лицу, которое может быть назначено доверительным управляющим. По общему правилу доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (ст. 1015 ГК РФ).
Однако и гражданин, не являющийся предпринимателем, и некоммерческая организация, за исключением учреждения, могут быть доверительным управляющим в случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1015 и ст. 1026 ГК РФ).
Таким образом, для некоммерческих организаций ГК РФ устанавливает ограничения в возможности выступать в качестве доверительного управляющего.
Имущество религиозного назначения, а также имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующее с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, может нуждаться в учреждении доверительного управления. Это связано с тем, что монастыри, храмы и т.д. осуществляют проведение таких видов деятельности, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, молитвенных и религиозных собраний, обучение религии и т.д. и могут нуждаться в оказании помощи по хозяйственному управлению и содержанию религиозного имущества.
В связи с чем, есть необходимость в определенных случаях передавать функции по управлению религиозным имуществом отдельному юридическому лицу. Таким юридическим лицом может быть некоммерческая организация - фонд, поскольку управление религиозным имуществом не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законопроектом предлагается установить случаи, когда в качестве доверительного управляющего могут выступать фонды. Правила проекта предусматривают, что при необходимости постоянного управления имуществом религиозного назначения, а также имуществом, предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, фонды, созданные религиозными организациями и (или) в состав попечительских советов либо иных органов которых входят представители религиозных организаций, вправе выступать доверительными управляющими по договору доверительного управления таким имуществом.
Сделки большинства религиозной организации с недвижимым имуществом, а также иные виды сделок согласовываются органами религиозных организаций, определенными их уставами. В целях обеспечения эффективного применения требования о согласовании таких сделок на практике законопроектом предлагается установить данное требование в нормах Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отнести сделки, совершенные без соблюдения такого требования, к ничтожным.
В связи с осуществляемым на основании Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" процессом передачи богослужебного имущества в собственность религиозных организаций, важно обеспечить использование религиозными организациями данного имущества по его назначению, то есть в богослужебных целях. В этой связи в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" предлагается предусмотреть положение, согласно которому недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, и особо ценное движимое имущество богослужебного назначения, находящееся в собственности религиозной организации, могут отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Поскольку имущество религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс представляют ценность, в том числе и культурную, законопроектом предлагается не применять в отношении такого имущества правила о внесудебном порядке его сноса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.