Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 927257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" подготовлен в целях совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В настоящее время практика применения лесного законодательства и законодательства в области охоты исходит из того, что юридические лица и индивидуальные предприниматели для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства обязаны брать в аренду все лесные участки, расположенные в границах охотничьих угодий и находящиеся в государственной собственности, в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и в целях, не связанных с их размещением. При этом предоставляются в аренду лесные участки, свободные от прав третьих лиц, и участки, ранее предоставленные иным арендаторам для осуществления иных видов деятельности.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее - охотпользователи), аренда лесных участков для целей ведения охотничьего хозяйства является несвойственным видом использования лесов. Аренда лесных участков влечет за собой выполнение охотпользователями ряда обязательств, предусмотренных лесным законодательством. Например, к их числу относится ежегодное заполнение и подача в органы государственной власти лесной декларации, подготовка проекта плана освоения лесов, уход за лесами, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Затраты охотпользователей на выполнение обязательств, связанных с арендой лесных участков, значительны, а не соблюдение арендатором таких обязательств влечет расторжение договора аренды лесного участка, которое может послужить основанием для расторжения охотхозяйственного соглашения - основного документа, на основании которого ведется охотничье хозяйство.
Охотпользователи используют взятые в аренду лесные участки не рационально с точки зрения охотничьего хозяйства, потому что экономический эффект от дополнительных возможностей, которые дает аренда лесных участков, не сопоставим с затратами охотпользователей, связанными с выполнением обязательств, вытекающих из договора аренды лесных участков.
Практика в субъектах Российской Федерации показывает, что лесные участки зачастую невозможно предоставить охотпользователям в аренду, поскольку лесные участки не прошли государственный кадастровый учет. Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации межевание и постановка лесного участка на государственный кадастровый учет достаточно затратная процедура, и нецелесообразная, поскольку отдельные объекты охотничьей инфраструктуры по различным обстоятельствам нуждаются в изменении места размещения.
Объекты охотничьей инфраструктуры условно делятся на два вида. Первый - охотхозяйственные сооружения, которыми являются постройки, возводимые и эксплуатируемые в целях обеспечения комфортного пребывания и осуществления охоты в охотничьих угодьях. Ко второму виду объектов охотничьей инфраструктуры относятся биотехнические сооружения - объекты, предназначенные для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов (солонцы, подкормочные площадки, галечники, порхалища и другие). Создание и размещение на землях лесного фонда биотехнических сооружений не оказывает влияния на лес как экологическую систему, а главная их цель - сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов. При этом площадь земель лесного фонда, занимаемая биотехническими сооружениями, незначительна.
Возведение и эксплуатация охотхозяйственных сооружений не направлены непосредственно на сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов, а преследуют цели обеспечения комфортного пребывания и осуществления охоты в охотничьих угодьях и извлечение прибыли. В этой связи аренду лесных участков для возведения охотхозяйственных сооружений возможно урегулировать в рамках использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, что вполне соотносится с целями рекреационной деятельности в лесах - отдых и туризм.
На сегодняшний день одним из важнейших направлений развития охотничьего хозяйства Российской Федерации является содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях, вольерах. Законодательством в области охоты не в полной мере урегулированы отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов в полувольных условиях. Отсутствует понятие вольера, как объекта охотничьей инфраструктуры, в котором содержаться охотничьи ресурсы.
Не урегулирован вопрос доступа третьих лиц на объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе вольеры, принадлежащие охотпользователям.
В этой связи законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Лесной кодекс Российской Федерации поправки, направленные на гармонизацию охотничьего и лесного законодательства.
Законопроектом предлагается исключить необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на основании охотхозяйственных соглашений.
Законопроектом предусматривается норма, согласно которой доступ третьих лиц на отдельные объекты охотничьей инфраструктуры осуществляется с согласия собственника объектов охотничьей инфраструктуры, за исключением доступа на такие объекты лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор.
Законопроектом предусматривается, что на землях лесного фонда допускается проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, биотехнических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", без предоставления лесного участка, если выполнение таких мероприятий не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
В случае проведения биотехнических мероприятий проектом федерального закона предусматривается обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих биотехнические мероприятия, уведомлять о проведении биотехнических мероприятий органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях формирования единого подхода к регламентированию использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, законопроектом предусматривается, что правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законопроект направлен на реализацию мероприятий по развитию охотничьего хозяйств в Российской Федерации, предусмотренных Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства"
I. Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
II. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" потребует принятия следующих подзаконных нормативных правовых актов.
1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства".
Принятие приказа необходимо для установления единых правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
2. Приказ Минприроды России "Об утверждении перечня объектов охотничьей инфраструктуры, для размещения которых земельные участки и лесные участки предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения".
Принятие приказа необходимо для установления перечня объектов охотничьей инфраструктуры, для размещения которых земельные участки и лесные участки предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения.
III. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" потребует внесения изменений в следующие подзаконные нормативные правовые акты.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
Внесение изменений необходимо в целях наделения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации полномочиями по установлению перечня объектов охотничьей инфраструктуры, для размещения которых земельные участки и лесные участки предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Внесение изменений необходимо в целях установления ставки платы за единицу лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
3. Приказ Минприроды России от 31 марта 2010 г. N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения".
Внесение изменений необходимо в целях исключения из примерной формы охотхозяйственного соглашения положений, связанных с арендой лесных участков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.