Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 923787-6 "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" подготовлен на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Защита прав детей является приоритетным направлением государственной политики. Одним из механизмов, гарантирующих защиту имущественных прав ребенка, является исполнение родителями алиментных обязательств в соответствии с нормами семейного права.
Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в крае, исполняя требования законодательства Российской Федерации о защите имущественных прав детей, первостепенное внимание уделяют тому, чтобы лица, обязанные уплачивать средства на содержание детей, выплачивали их своевременно и в полном объеме.
Однако в течение последних лет отмечается стабильно большое количество исполнительных документов о взыскании алиментов, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов. При этом лишь незначительное число лиц привлекается к уголовной ответственности за уклонение от выполнения обязанности по выплате алиментов.
Так, в 2014 году на исполнении у судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю находилось 54827 исполнительных производств о взыскании алиментных платежей (в 2012 году - 65729, в 2013 году - 59827), из них 23813 (43 процента от общего числа исполнительных производств) окончено и прекращено (в 2012 году - 32114 (49 процентов соответственно), в 2013 году - 27554 (46 процентов соответственно). В 2014 году в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, возбуждено 2149 уголовных дел по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (в 2012 году - 2298, в 2013 году - 1711), из них в суд направлено 2090 уголовных дел (в 2012 году - 2170, в 2013 году - 1696), по приговорам суда осужден 1051 должник (в 2012 году - 1714, в 2013 году - 1051).
Практика показывает, что основными причинами такого положения дел являются злостное уклонение родителей от исполнения алиментных обязательств, отсутствие доходов у лиц, зачастую нигде не работающих и ведущих асоциальный образ жизни. Такие граждане, переложив ответственность за содержание и воспитание своих детей на государство или на другого родителя, не прилагают усилий к тому, чтобы изменить образ жизни и более существенно участвовать в содержании детей.
Статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность только за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Однако понятие "злостное уклонение" законодательством не установлено, поэтому носит субъективный характер.
Вместе с тем практика Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю свидетельствует о многочисленных отказах в возбуждении уголовного дела по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, хотя данные постановлений судебных приставов указывают на неуплату в течение длительного периода родителем алиментов на содержание ребенка, в том числе по причине отсутствия постоянной работы или неоднократной смены места работы. Так, гражданин К. из города Туапсе в феврале 2014 года имел задолженность по уплате алиментов с февраля 2008 года по февраль 2014 года в размере более 127 тысяч рублей. При этом в указанный период должник официально не работал по несколько месяцев, имел случайные заработки, 2 - 3 раза в год добровольно производил выплаты в размере 2 тысячи рублей в счет алиментов. Несмотря на то что ущемляется право несовершеннолетнего ребенка на получение содержания от родителя, судебным приставом-дознавателем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия признаков преступления, поскольку родитель не отказывается от уплаты алиментов.
Также примером может служить отказ в возбуждении уголовного дела в отношении гражданина Г. из Крыловского района Краснодарского края, который с 2009 года официально большую часть времени трудоустроен не был, алименты на содержание ребенка в размере, предусмотренном судебным решением, не выплачивал. Образовалась задолженность в сумме, превышающей 400 тысяч рублей. Ежемесячно в счет алиментов им выплачивалось 500 рублей матери ребенка. Отказ судебного пристава в возбуждении в отношении должника уголовного дела по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации основан на информации о стремлении родителя Г. найти работу, а также осуществлении регулярных платежей в счет алиментов, пусть даже в незначительном размере. Обратившаяся с заявлением в службу судебных приставов мать ребенка обоснованно отмечает, что произведенные должником регулярные платежи в счет алиментов покрывали крайне малую часть затрат на воспитание и содержание несовершеннолетнего. Однако это обстоятельство не было принято во внимание судебным приставом.
В результате проведенных совместных совещаний органов прокуратуры Краснодарского края, судейского сообщества и Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю проанализирована сложившаяся следственно-судебная практика при определении понятия "злостное уклонение" от уплаты средств на содержание, которую предлагается закрепить в уголовном законодательстве Российской Федерации настоящим проектом федерального закона.
Также законопроектом предлагается установить возможность привлечения к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов вне зависимости от оснований для возбуждения исполнительного производства (исполнительный лист, судебный приказ или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов).
Проектом федерального закона предлагается создать правовую основу для совершенствования механизма пресечения злостного уклонения родителей от исполнения алиментных обязательств.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.