Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 930770-6 "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)"
Досье на проект федерального закона
Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция N 175) (далее - Конвенция) была принята на 81-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 24 июня 1994 г. и вступила в силу 28 февраля 1998 г.
Конвенция принята, принимая во внимание актуальность для трудящихся, занятых неполное рабочее время, положений Конвенции N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 года)" (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 14 апреля 1956 г.), Конвенции N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 года) (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 31 января 1961 года), Конвенции N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981 года) (ратифицирована Федеральным законом от 30 октября 1997 года N 137-ФЗ) и Рекомендации N 165 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981 года) (далее - Рекомендации). В Конвенции N 175 реализованы положения пункта 21 Рекомендаций о том, что:
в целях обеспечения защиты трудящихся, в том числе, работающих неполное рабочее время, многие из которых выполняют семейные обязанности, условия указанных видов работы должны соответствующим образом регулироваться и контролироваться;
условия занятости, в том числе социальное обеспечение трудящихся, работающих неполное рабочее время, должны, насколько это возможно, быть эквивалентны условиям занятости трудящихся, работающих соответственно полное рабочее время; в соответствующих случаях их права могут определяться на пропорциональной основе;
трудящимся, работающим неполное рабочее время, необходимо предоставлять возможность поступления или возвращения на работу с полным рабочим временем в тех случаях, когда имеется вакансия и когда изменились обстоятельства, вызвавшие ранее необходимость работы с неполным рабочим временем.
Конвенция предусматривает меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении:
права на организацию, права на ведение коллективных переговоров и права на деятельность в качестве представителей трудящихся;
безопасности и гигиены труда;
дискриминации в области труда и занятий, в том числе оплаты труда;
прекращения трудовых отношений; ежегодных оплачиваемых отпусков или оплачиваемых праздничных дней при том, что денежные выплаты могут рассчитываться пропорционально продолжительности рабочего времени;
социального обеспечения работников.
Указанные положения Конвенции нашли отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс).
В развитие статьи 4 Конвенции статьей 3 Кодекса предусмотрено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Частью первой статьи 93 Кодекса предусмотрено, что неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению между работником и работодателем. Установление неполного рабочего времени нередко производится по просьбе работника.
Вместе с тем согласно статьи 1 d) Конвенции не считаются занятыми неполное время трудящиеся вследствие временного сокращения рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам. Согласно статьи 74 Кодекса в случаях, когда изменения организационных и технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев, в том числе, для совместителей.
Согласно части третьей статьи 93 Кодекса работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Для указанных работников установлены равные права и гарантии, такие же, как для работников, занятых на условиях полного рабочего времени. В соответствии с частью 1 статьи 121 Кодекса период работы на условиях неполного рабочего времени включается в стаж работы, дающий работнику право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Так, в соответствии со статьей 21 Кодекса каждый работник имеет право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.
Согласно статье 22 Кодекса работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, статьей 212 Кодекса предусмотрен полный перечень обязанностей работодателя в области охраны труда.
Также законодательство Российской Федерации распространяет существующие системы социального обеспечения на все категории работников.
Так, согласно части третьей статьи 256 Кодекса по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Норма Кодекса закреплена в части второй статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени; в части второй статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством": право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Для работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, средний заработок для целей исчисления государственных пособий определяется по общим правилам (часть 2, 2.1, 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ). При этом средний заработок рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника, занятого неполный рабочий день (неделю) (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 02-03-17/05-13765 (пункт 4).
Таким образом, Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотренные федеральными законами, и ее исполнение не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
С учетом этого и в соответствии с пунктом 7.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, предусматривающим проведение консультаций о возможности ратификации Конвенции, пунктом 141 плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации указанного Генерального соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2331-р, пунктом 7.10 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы подготовлены необходимые документы для ратификации Конвенции с обоснованием возможности применения ее норм в России, что будет способствовать укреплению позиции Российской Федерации по вопросам развития более благоприятных положений, применимых к трудящимся, занятым неполное рабочее время, в силу других международных конвенций по труду.
Поскольку предметом регулирования Конвенции являются основные права и свободы человека (право на труд), она подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Ратификация Конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, ввиду того что указанные положения уже сформулированы в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации по вопросам регулирования отношений сторон социального партнерства и, как следствие, уже реализуются субъектами трудовых отношений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)"
Вводимые законопроектом "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)" положения не предусматривают увеличения финансирования по существующим видам расходов и не вводят новые виды расходов бюджетов ввиду того, что указанные положения уже сформулированы в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и, как следствие, уже реализуются субъектами трудовых отношений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.