Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 925980-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В ходе проведения анализа правоприменительной практики в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2013 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2012 г. N 1396-р, по показателю неполноты в правовом отношении в сфере действия Федерального закона от 27 июля 2012 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) была выявлена необходимость корректировки его положений.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 47 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р.
При разработке законопроекта были учтены требования международных организаций и опыт ведущих иностранных государств в сфере надзора на финансовых рынках, в частности Регламент N 596/2014 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 16 апреля 2014 г., касающийся злоупотреблений на финансовом рынке.
Основными задачами законопроекта являются повышение эффективности регулирования в сфере неправомерного использования инсайдерской информации, а также оптимизация административной нагрузки на участников рынка в связи с необходимостью соблюдения ими мер, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации.
Обеспечение прозрачности сделок является одной из превентивных мер по предотвращению злоупотреблений на рынке, в частности незаконной инсайдерской торговли. В связи с этим законопроектом расширяется перечень инсайдеров за счет отнесения к ним лиц, имеющих доступ к информации о сделках (готовящихся сделках) по переходу прав собственности (за исключением договоров репо) на 5 и более процентов от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов и управляющих компаний.
Для обеспечения более гибкого подхода в части определения перечня инсайдерской информации для различных категорий инсайдеров законопроектом предлагается исключить норму, предусматривающую утверждение исчерпывающего перечня инсайдерской информации нормативным актом Банка России. Вместо этого предусматривается обязанность инсайдеров самостоятельно определять порядок отнесения сведений к инсайдерской информации в соответствии с нормативным актом Банка России и составлять собственный перечень инсайдерской информации. Публичное раскрытие инсайдерской информации, в частности эмитентами, является существенным для недопущения незаконных инсайдерских операций и обеспечения инвесторов достоверной информацией.
Вместе с тем раскрытие инсайдерской информации в отдельных случаях может нанести вред законным интересам эмитентов. В связи с этим законопроектом предусмотрена возможность изменения сроков исполнения обязанности по раскрытию инсайдерской информации в случаях, предусмотренных нормативным актом Банка России.
В целях противодействия использованию инсайдерской информации и предотвращения конфликта интересов в организациях, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, законопроектом вводятся дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по определению структурных подразделений, сотрудники которых получают инсайдерскую информацию от клиентов на регулярной основе, а также по принятию мер, направленных на недопущение несанкционированного распространения инсайдерской информации между структурными подразделениями таких организаций.
В части оптимизации административной нагрузки на участников рынка законопроектом предусматриваются следующие меры. Обязанность инсайдеров эмитента и управляющей компании уведомлять указанные организации об осуществленных операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании заменяется на право эмитента или управляющей компании запросить у инсайдеров такую информацию. Кроме того, исключается обязанность на постоянной основе передавать списки инсайдеров организатору торговли. Вместо этого организация обязана предоставлять списки своих инсайдеров только по требованию организатора торговли.
Таким образом, законопроект направлен на совершенствование регулирования в области противодействия манипулированию рынком и незаконным инсайдерским операциям в целях обеспечения устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, а также приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с современной международной практикой.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон мО противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Положения законопроекта направлены на реализацию пункта 78 подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.