Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 925329-6 "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе о возможности предоставления сведений, составляющих врачебную тайну умершего лица. Данная неопределенность обусловлена положениями частей 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по буквальному смыслу которых, такие сведения (не считая заключения о причине смерти и диагнозе заболевания) могут быть предоставлены только по запросу специально уполномоченных субъектов, указанных в части 4 этой статьи, а также по требованию близких и иных лиц - но только в случаях, когда пациентом (его законным представителем) при жизни сделано на то специальное письменное согласие (единая форма которого подзаконными нормативными актами не установлена). Обширная судебная практика демонстрирует, что суды отказывают в предоставлении искомой информации как наследникам умершего пациента, так и лицам, в отношении которых им при жизни была выдана доверенность на представление его интересов в учреждениях здравоохранения, а также лицам, которых такой пациент указал в добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство в качестве получателей сведений о состоянии его здоровья - то есть даже в тех случаях, когда волеизъявление умершего лица достаточно очевидно.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.06.2015 N 1275-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ссылаясь на ряд своих правовых позиций и прецедентов Европейского суда по правам человека, пришел к следующим выводам:
1) страдания членов семьи умершего лица могут быть особенно значительны, когда они подозревают, что к его гибели привела несвоевременная или некачественно оказанная учреждением здравоохранения медицинская помощь (абз. 5 пт. 2);
2) учитывая, что сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента могут быть доступны заинтересованному лицу по прямому указанию ч. 5 ст. 67 Закона, сохранение в тайне от него информации о предпринятых мерах медицинского вмешательства, в частности о диагностике, лечении, назначенных медицинских препаратах, уже не может безусловно оправдываться необходимостью защиты врачебной тайны (абз. 4 пт. 3.2);
3) в этих и иных случаях прокурор, органы предварительного расследования, суд не могут быть лишены возможности ознакомить заинтересованное лицо с соответствующей информацией на основе принципа баланса интересов (абз. 4 пт. 3.2).
4) в то же время, федеральный законодатель не лишен возможности в порядке совершенствования нормативно-правового регулирования предусмотреть конкретные правовые механизмы доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну умершего лица (абз. 5 пт. 3.2).
Учитывая, что заинтересованные лица должны располагать соответствующей информацией как для решения вопроса об обоснованности обращения в правоохранительные органы, прокуратуру, суд, так и в иных случаях, не связанных с уголовным преследованием врача или гражданским иском к медицинскому учреждению (например, желание провести медико-генетическое исследование, заявить о небезопасности лекарственного средства), а также учитывая, что в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"), законопроектом предлагается предусмотреть соответствующий механизм в ч. 3.1 ст. 13 Закона. При этом круг таких заинтересованных лиц предлагается определить строго по аналогии с ч. 3 ст. 32 Закона и расширить только за счет наследников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ч. 3 ст. 32 Закона" следует читать "ч. 3 ст. 22 Закона"
При внесении указанного дополнения, учитывая однородность предмета правового регулирования и во избежание неоправданного дублирования, возможно будет исключить ч. 5 ст. 67 Закона.
Кроме того, учитывая недостатки существующего подзаконного нормативно-правового регулирования, предлагается вменить в обязанность Министерства здравоохранения РФ, на основе принципа этичного отношения к пациенту и принципа правовой определенности, установить форму, в которой пациент вправе выразить запрет или указание о распоряжении соответствующей медицинской информацией в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания, а также в случае его смерти. Таким документом, очевидно, может быть как существующая форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, так и иной документ. Во втором случае, предполагается, что такой запрет, в системе правового регулирования, может быть выражен лицом и иным способом (в частности, наследодателем в распоряжении о завещании), что в случае возникновения правового спора может быть установлено правоприменительным органом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица"
Принятие Федерального закона "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица"
Принятие Федерального закона "О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросу о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.