Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 933175-6 "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение инициированного Правительством Российской Федерации и поддержанного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным решения об участии Российской Федерации в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (далее - АБИИ, Банк) в качестве полноправного регионального члена Банка и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 1200-р 29 июня 2015 г. в г. Пекине (КНР) Минфин России подписал Статьи Соглашения АБИИ, предусматривающие следующие основные положения.
Целью АБИИ является содействие устойчивому развитию и укреплению инфраструктурной взаимосвязанности экономик региона. Основным приоритетом Банка должно стать финансирование проектов в сфере инфраструктуры: энергетика, транспорт, телекоммуникации и пр. с использованием широкого спектра инструментов, включая кредитование, участие в капитале, предоставление финансовых гарантий и т.д.
Членство в Банке открыто для всех государств, являющихся в настоящее время участниками Международного банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры (всего 37 стран, включая Россию) будут владеть 75% капитала Банка, а нерегиональные государства (в настоящее время всего 20, включая Бразилию, Германию, Францию, Великобританию) будут обладать долей в капитале АБИИ в размере 25%. Китай, Российская Федерация и Индия выступят крупнейшими акционерами АБИИ, располагая, соответственно, первой, третьей и второй долями в его капитале (29,78%, 6,54%, 8,37%). Таким образом, вслед за Новым банком развития (Банк развития БРИКС) в международной валютно-финансовой системе появится институт, который не будет контролироваться развитыми экономиками, и в котором Российская Федерация может играть одну из ведущих ролей.
Создаваемый институт должен стать одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире и выступит перспективной "площадкой" для развития российско-китайских отношений. Разрешенный к выпуску капитал АБИИ (100 млрд. долларов США) делится на оплачиваемый акционерами капитал (20 млрд. долларов США) и капитал, оплачиваемый по требованию (80 млрд. долларов США).
Оплачиваемый капитал подлежит внесению 5 (пятью) равными ежегодными платежами. Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят 1,31 млрд. долларов СШ А в течение пяти лет.
В Банке будет действовать трехуровневая система корпоративного управления: Совет управляющих, Совет директоров (9 членов от региональных акционеров и 3 члена от нерегиональных), президент и вице-президенты. Совет управляющих принимает решения по ключевым вопросам деятельности Банка. К полномочиям Совета директоров относятся утверждение наиболее значимых проектов, стратегии Банка, годового бюджета, нормативных документов АБИИ, назначение вице-президентов. Президент Банка председательствует на заседаниях Совета директоров (с правом решающего голоса при равенстве голосов), а также возглавляет менеджмент АБИИ.
Пакеты голосов государств-участников в Совете управляющих и Совете директоров будут формироваться по взвешенной системе. При этом основное значение имеет доля участия в распределяемом уставном капитале. К этому показателю прибавляются так называемые "базовые голоса", доля которых установлена на уровне 14,9% разрешенного капитала Банка. Именно по этой причине голосующая доля Российской Федерации в АБИИ будет на 0,61% меньше ее доли в уставном капитале Банка (6,54% ) и составит 5,93%. Доля нашей страны среди региональных членов превысила 8%, что с учетом достигнутых договоренностей об установлении 6%-ного минимального порога голосов, необходимых для формирования дирекции, гарантирует Российской Федерации, наряду с КНР и Индией, собственную страновую дирекцию.
Официальным языком Банка будет английский язык. Штаб-квартира Банка будет располагаться в г. Пекине (КНР).
Статьи Соглашения содержат правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Банку и его сотрудникам предоставляются привилегии и иммунитеты, аналогичные установленным в Конвенции ООН "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений", принятой 21 ноября 1947 г. Так, Банк, его имущество, активы, прибыль и операции будут освобождены от уплаты любых налогов и сборов. Банк, а также его должностные лица и сотрудники будут обладать судебными иммунитетами, имущество и активы Банка будут обладать иммунитетами от обыска, реквизиции, конфискации и т.д.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Статьи Соглашения подлежат ратификации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учреждение АБИИ , в котором Российская Федерация и другие ключевые партнеры нашей страны, в том числе государства БРИКС, будут занимать лидирующие позиции, отвечает интересам Российской Федерации. Создаваемый Банк будет использоваться в том числе для финансирования проектов в Российской Федерации, преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, включая проекты в области инфраструктуры.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций"
В соответствии со Статьями Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) Банк обладает следующим размером и структурой уставного капитала.
Разрешенный к выпуску капитал АБИИ (100 млрд. долларов США) делится на оплачиваемый акционерами капитал (20 млрд. долларов США) и капитал, оплачиваемый по требованию (80 млрд. долларов США).
Оплачиваемый капитал подлежит внесению 5 (пятью) равными ежегодными платежами. Первый взнос необходимо сделать в течение 30 дней после вступления в силу учредительных документов или до даты направления Российской Федерацией документа о ратификации Статей Соглашения, в зависимости от того, какая из дат наступит позднее.
Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала АБИИ составят 1,31 млрд. долларов США в течение пяти лет. Бюджетные ассигнования для осуществления данных расходов будут ежегодно предусматриваться Минфином России в федеральном бюджете в 2016 - 2020 годах в сумме, эквивалентной 261,5 млн. долларов США.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций"
Принятие федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций"
Принятие федерального закона "О ратификации Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При этом потребуется внесение изменений в приказ МИДа России и Минфина России от 24 марта 2014 г. N 3913/ "Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации на основании положений международных договоров Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "3913/19н"
Головным исполнителем по внесению изменений в вышеупомянутый приказ выступит МИД России совместно с Минфином России.
Ориентировочный срок внесения соответствующих поправок - середина 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.