Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 925107-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях урегулирования общественного контроля деятельности медицинских организаций путем создания в них попечительских советов, а также развития волонтерства в сфере здравоохранения и предоставления волонтерам преимущественного права зачисления в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки в области здравоохранения и медицинских наук.
Предлагается наделить медицинские организации правом создавать попечительские советы. При этом для медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (далее - медицинские организации), создание попечительского совета является обязательным, примерное положение о котором утверждается Минздравом России, а порядок формирования и деятельности - учредительным документом медицинской организации. Внесение изменений в учредительные документы медицинской организации в части создания попечительских советов подлежит государственной регистрации и осуществляется за счет собственных средств медицинской организации (размер государственной пошлины составляет 800 рублей, нотариальный тариф за свидетельствование подлинности подписи на заявлении, подаваемом в ФНС России, составляет 1500 рублей). По данным Росстата, в Российской Федерации насчитывается 5,9 тысяч медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Примерная стоимость внесения изменений в уставы медицинских организаций составит 13,6 млн. рублей.
Законопроектом предусмотрено, что добровольческая деятельность в медицинских организациях осуществляется участниками добровольческой деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО, волонтеры) на основании договора, заключенного между медицинской организацией и СО НКО.
СО НКО на основании сведений о перечне работ (услуг), к которым возможно допустить волонтера, проводит первичный инструктаж, а также ведет учет деятельности волонтеров.
Волонтеру, общая продолжительность добровольческой деятельности которого в медицинской организации в течении года составила не менее 105 часов, попечительским советом по представлению СО НКО выдается рекомендация, позволяющая воспользоваться преимущественным правом зачисления в образовательные организации на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по направлениям подготовки и (или) специальностям в области здравоохранения и медицинских наук.
Требование к общей минимальной продолжительности деятельности волонтеров рассчитывается, исходя из осуществления добровольческой деятельности в течение 35 недель (продолжительность учебного года в общеобразовательных организациях за вычетом каникулярного времени), 3 часа в неделю или 105 часов и с учетом того, что в число волонтеров преимущественно будут входить учащиеся общеобразовательных организаций. За указанный период волонтер получит знания о работе медицинской организации, ознакомится с основами медицинской этики и деонтологии, сформирует начальное представление о медицинской деятельности, приобретет навыки по уходу за пациентами и основам общения с пациентами. Также указанный период времени позволит медицинской организации дать объективную оценку деятельности волонтера для получения рекомендации.
Возмещение расходов волонтера за наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование может быть предусмотрено в договоре, заключаемом между волонтером и СО НКО. В этом случае данный договор должен быть заключен в письменной форме.
Предоставление волонтерам преимущественного права зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях будет способствовать отбору на обучение по специальностям и направлениям подготовки в области здравоохранения лиц, проявивших готовность к работе в медицинских организациях и имеющих опыт такой работы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правового акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головных исполнителях и соисполнителях |
1. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждающий примерное положение о попечительском совете медицинской организации |
Статья 1 проекта федерального закона |
6 месяцев со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации |
Минздрав России |
2. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждающий примерную форму договора, заключаемого между медицинской организацией и социально ориентированной некоммерческой организацией, и форму рекомендации |
Статья 1 проекта федерального закона |
6 месяцев со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.