Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 923365-6 "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона " О государственной гражданской службе Российской Федерации " (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" (далее - законопроект) подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 3 октября 2015 г. N ДМ-П13-672с в целях оптимизации продолжительности отпусков на государственной гражданской службе (далее - гражданская служба).
Законопроектом предусматривается пересмотр продолжительности следующих видов отпусков на гражданской службе:
ежегодного основного оплачиваемого отпуска (далее - основной отпуск);
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (далее - отпуск за выслугу лет);
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие), для которых установлен ненормированный служебный день (далее - отпуск за ненормированный служебный день).
Так, действующей редакцией частей 3 и 4 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлена дифференцированная продолжительность основного отпуска в зависимости от группы замещаемой должности гражданской службы:
по высшим и главным должностям - 35 календарных дней;
по иным должностям - 30 календарных дней.
Следует отметить, что нормами трудового законодательства Российской Федерации предусматривается возможность установления удлиненной продолжительности основного отпуска, превышающей 28 календарных дней, отдельным категориям работников. При этом положений относительно учета при определении такой продолжительности уровня замещаемых должностей, объема и сложности выполняемых задач и полномочий, а также ответственности за их выполнение трудовое законодательство Российской Федерации не содержит.
Учитывая, что на гражданской службе предусматриваются отдельные виды отпусков, учитывающие продолжительность стажа гражданской службы, а также объем и сложность выполняемых задач и полномочий, исходя из которых гражданским служащим устанавливается ненормированный служебный день, законопроектом предусматривается установление одинаковой продолжительности основного отпуска для всех гражданских служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей - 30 календарных дней.
В целях упорядочивания продолжительности отпуска за выслугу лет законопроектом предусматриваются также изменения в часть 5 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ, учитывающие положения законодательства Российской Федерации о государственной службе иных видов, регламентирующие схожие вопросы в отношении сотрудников федеральных государственных органов, осуществляющих функции в сфере правоохранительной деятельности.
Принимая во внимание, что одной из основополагающих целей предоставления отпуска за выслугу лет является мотивация гражданских служащих к продолжительной профессиональной служебной деятельности на гражданской службе, законопроектом предусматривается повышение стимулирующей роли данного вида отпуска посредством сохранения установленной Федеральным законом N 79-ФЗ максимальной продолжительности с одновременным пересмотром требований к стажу гражданской службы, исходя из которого определяется продолжительность отпуска за выслугу лет.
Так, законопроектом предлагается установить следующее соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет:
при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;
при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
при стаже гражданской службы свыше 15 лет - 10 календарных дней.
Предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить оптимизацию бюджетных расходов на отплату отпусков гражданских служащих в связи с существенным усилением дифференциации продолжительности отпуска за выслугу лет в зависимости от стажа гражданской службы, сохраняя при этом мотивационную составляющую данного вида отпуска и обеспечивая единство подходов к организации гражданской службы и государственной службы иных видов.
Законопроектом предлагается также дополнительно урегулировать вопросы, связанные с предоставлением отпуска за ненормированный служебный день.
Частью 4 статьи 45 Федерального закона N 79-ФЗ установлена только нижняя граница продолжительности отпуска за ненормированный служебный день, составляющая 3 календарных дня.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право государственному органу самостоятельно определять максимальную продолжительность указанного отпуска своим локальным нормативным актом.
Из-за отсутствия законодательно установленных ограничений продолжительности отпуска за ненормированный служебный день локальными нормативными актами отдельных государственных органов предусмотрена чрезмерно высокая продолжительность данного отпуска, достигающая 18 календарных дней и более.
Отсутствие единых требований к продолжительности отпуска за ненормированный служебный день приводит также к существенной дифференциации в условиях прохождения гражданской службы в различных государственных органах.
В целях урегулирования данных вопросов законопроектом предусматривается "установление императивной нормы о продолжительности отпуска за ненормированный служебный день в количестве 3 календарных дней.
Одновременно, учитывая, что отпуска на гражданской службе регламентированы статьей 46 Федерального закона N 79-ФЗ, законопроектом предусматриваются редакционные изменения в части включения положений, регулирующих вопросы предоставления гражданским служащим отпуска за ненормированный служебный день, в статью 46 Федерального закона N 79-ФЗ, исключив их из статьи 45 данного Федерального закона.
Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" предполагается сокращение расходов государственных органов на оплату отпусков государственных гражданских служащих на 3 300 000 000 руб. в год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части упорядочивания продолжительности отпусков на государственной гражданской службе)" потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1090 "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день".
Головной исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки соответствующего постановления Правительства Российской Федерации - в течение двух месяцев со дня принятия решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.