Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 922482-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрены случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а именно:
в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями;
в случае отсутствия возможности выплаты страхователем указанных пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;
в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем указанных пособий застрахованному лицу.
Таким образом, в настоящее время в случае банкротства организации (страхователя) основания для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ отсутствуют.
В такой ситуации застрахованное лицо долгое время не имеет возможности получить пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком ни у своего работодателя, ни в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проектом федерального закона указанная ситуация будет урегулирована. Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, которой предусмотрены случаи выплаты пособий застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, дополняется случаем, когда в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается отмена представления отчетности лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ (далее - лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию).
Это обусловлено тем, что показатели отчетности, представляемой лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уже содержатся в индивидуальной карточке страхователя данной категории, которая ведется в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик обязан вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения.
Таким образом, данные отчетности, представляемой лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, носят исключительно информационный характер. При этом представление указанной отчетности является дополнительной нагрузкой для представителей малого бизнеса, добровольно вступивших в данные правоотношения.
Реализация законопроекта направлена на обеспечение прав как страхователей, так и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребуются следующие изменения нормативных правовых актов.
Изменения в нормативные правовые акты |
Обоснование |
Срок подготовки |
Исполнители |
1) Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790 "О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
2) Признание утратившими силу: приказа Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н "Об утверждении формы отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядка и сроков его представления"; приказа Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 104н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 4а-ФСС РФ)" |
Пункт 1 статьи 1 законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" |
Не позднее 4-х месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.