Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 939612-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Прогрессивное налогообложение вошло в практику в результате классовой борьбы, благодаря давлению рабочего класса и аграриев.
Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.
Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии была проведена реформа налогообложения (так-же называемая "Реформа Микеля" по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62% (для годового дохода 900 - 1050 марок) и увеличивался до 4% (для годового дохода более 100 000 марок)*.
В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода.
К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.
В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение "Положения о подоходном налоге".
Сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае, Швеции и других.
Действующая в настоящее время в России плоская шкала налога на доходы физических лиц не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определённый уровень налога.
Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объёме.
Вносимая шкала ставок налогообложения доходов физических лиц
Сумма месячного дохода |
Процент налога |
до 400 000 руб. |
13% |
от 400 000 рублей до 1 000 000 рублей |
13%-30% |
доход свыше 1 000 000 рублей |
50% |
|
|
Примерный расчёт экономической эффекта при использовании предлагаемой шкалы налогообложения доходов с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономического развития, негосударственных статистических источников (РБК, Росбалт и другие деловые издания) свидетельствует, что доходы бюджета увеличатся до 4747 млрд. руб. Не изменится уплата НДФЛ гражданами, получающими да 400 000 тыс. руб., то есть "средний класс" и бедные не пострадают. Сверхвысокие доходы будут облагаться повышенным налогом, что сопоставит их реальный доход с производительностью труда.
Принятие настоящего закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы и в общем целом не понижать жизненный уровень населения страны.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Действующая в настоящее время плоская шкала налога на доходы физических лиц не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определённый уровень налога.
Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объёме.
Далее приводится примерный расчет экономического эффекта при использовании предлагаемой шкалы налогообложения доходов с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономического развития, негосударственных статистических источников (РБК, Росбалт и другие деловые издания).
В стране с доходом до 400 тыс. руб. в месяц зафиксировано 72 млн. 580 тыс. 454 человек.
С доходом от 400 тыс. руб. до 1 млн. руб. в месяц зафиксировано 388 тыс. человек.
С доходом свыше 1 млн. в месяц выявлено 31 тыс. 546 человек*.
Экономический эффект для бюджета при предлагаемом налогообложении составит (в месяц):
- от лиц, получающих до 400 тыс. руб. по ставке 13% - 300 млрд. 708 млн. 78 тыс. 967 руб.
- от лиц, получающих от 400 тыс. до 1 млн. руб. по ставке 30% 81 млрд. 480 млн. руб.
- от лиц, получающих свыше 1 млн. руб. по ставке 50% 86 млрд. 751 млн. 500 тыс. руб.
Таким образом, совокупный месячный бюджетный итог выходит в размере 395 млрд. 607 млн. 578 тыс. 967 руб.;
Годовой бюджетный итог при неизменных исходных данных составит 4 трлн. 747 млрд. 290 млн. 947 тыс. 604 руб.
При расчётах учитывалась информация о незанятых гражданах в народном хозяйстве, об отнесении к занятым студентов дневных отделений профессиональных учебных заведений, количестве экономически активного населения.
Введение в действие настоящего закона не потребует расходов Федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Залогового кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения иных изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.