Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 933375-6 "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является приведение требований по удержанию банком-оригинатором риска в сделках секьюритизации в соответствие с международными подходами, установленными Базельским комитетом банковского надзора. 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который заложил основы для проведения в России сделок неипотечной секьюритизации (далее - Закон N 379-ФЗ). В течение 2014-2015 гг. Банк России завершил подготовку нормативной базы указанных сделок.
Важнейшими предпосылками для развития национального рынка секьюритизации следует признать накопление кредитными организациями значительного объема качественных однородных кредитов, пригодных для секьюритизации, потребность в уменьшении стоимости финансирования для банков, не имеющих инвестиционных рейтингов, снижении давления на капитал, а также открывающиеся возможности рефинансирования со стороны Банка России. Новые виды облигаций, выпускаемые в результате сделок секьюритизации, позволят существенно расширить инвестиционное предложение на российском долговом рынке.
Секьюритизация имеет важное значение для расширения залоговой базы банков при их рефинансировании Банком России и, как следствие, для повышения кредитного потенциала национальной банковской системы. В частности, в результате таких сделок неликвидные банковские активы, которые не могут быть использованы для целей рефинансирования в Банке России на основании Положения Банка России от 12.11.2007 г. N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" (например, автокредиты, потребительские кредиты, кредиты малому и среднему бизнесу), трансформируются в ценные бумаги с высоким кредитным рейтингом.
Секьюритизация снимает с Банка России риск банкротства рефинансируемого банка и риск дефолта по отдельным, переданным в качестве обеспечения обязательствам. При банкротстве банка-оригинатора обслуживание кредитного портфеля не прекращается, а в случае дефолта части портфеля первые риски принимает на себя младший транш. Важной предпосылкой секьюритизации кредитных портфелей при этом служит их стандартизация.
Кредитные организации могут играть различные роли в сделках секьюритизации - организаторов таких сделок, инвесторов, поставщиков активов (кредитных портфелей) для секьюритизации (оригинаторов), а также инфраструктурных организаций (банк счета, расчетный агент, платежный агент). Это в свою очередь расширяет возможности получения ими непроцентных доходов.
В Законе N 379-ФЗ были установлены повышенные требования к объему рисков для первоначальных кредиторов по обязательствам, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям, и (или) для последующих кредиторов, если последние уступают денежные требования по таким обязательствам специализированным финансовым обществам. Минимальное значение этого показателя установлено на уровне 20 процентов от общего размера обязательств по облигациям с залоговым обеспечением специализированного финансового общества. В соответствии с международными правилами, установленными Базельским комитетом банковского надзора, данный показатель в сделках секьюритизации равен 5% процентов от общего размера обязательств специализированного юридического лица (SPV). Аналогичные требования к кредитным организациями предусмотрены в Европейском Союзе (Art. 242-270 Regulation (EU) N 575/2013 of 26 June 2013 on prudential requirements for credit institutions and investment firms and amending Regulation (EU) No 648/2012, CRD IV). Данный уровень считается достаточным для того, чтобы сохранить вовлеченность оригинатора в сделку и гарантировать защиту инвесторов.
Принятие законопроекта позволит обеспечить международную конкурентоспособность российских кредитных организаций, сохранить стимулы для развития национального финансового рынка и поддержать кредитный потенциал банковской системы за счет развития нового канала рефинансирования кредитных портфелей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не повлекут изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.