Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 923007-6 "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)"
Досье на проект федерального закона
Поступательное развитие российского государства и общества, воспитание у граждан патриотизма и чувства ответственности за себя и за свою страну невозможно без принципиальных оценок ключевых событий прошлого. Свобода слова, мнений и оценок, плюрализм в трактовках исторических событий и процессов должны быть сохранены. В то же время существует необходимость дать принципиальную оценку отдельным особенно сложным эпизодам отечественной истории, не допустить фальсификации прошлого, а также искажения установленных исторических фактов в сиюминутных политических интересах там, где это может нанести значительный вред российскому государству и обществу.
К числу таких сложных эпизодов отечественной истории принадлежит в первую очередь период правления И.В. Сталина. Развитие советского государства в 1920-50-е годы носило противоречивый характер: насильственная коллективизация, разорение деревни и ускоренная модернизация промышленности, превращение СССР в индустриальную державу; утверждение "культа личности", создание системы ГУЛАГ и консолидация общества в период Великой Отечественной войны. Несмотря на различные оценки многих событий указанного периода и мотивов действий участников, существуют достоверно установленные факты российской истории, отрицание или неверная интерпретация которых искажает истинную картину прошлого. К ним относятся, безусловно, массовые репрессии сталинского режима, применявшиеся в судебном либо в административном порядке в отношении граждан по классовым, социальным, национальным, религиозным и иным признакам и затронувшие миллионы людей.
В число преступлений сталинского режима, которые являются однозначно установленными историческими фактами, входят среди прочего:
- "борьба с вредительством" конца 1920-х годов, в рамках сфабрикованные обвинения в шпионаже и вредительстве были выдвинуты в отношении тысяч советских граждан, многие из которых были приговорены к смертной казни или длительным срокам заключения;
- насильственная коллективизация, сопровождавшаяся процессами "раскулачивания" и насильственного переселения большого числа крестьян.
Насильственные переселения затронули более 2 миллионов человек, значительная часть из них погибла. В процессе коллективизации широко применялась практика арестов и смертных казней;
- так называемый "Большой террор" 1934-1938 годов, пик которого пришелся на 1937-1938 годы. В этот период по обвинениям в антисоветской деятельности (подавляющее большинство из которых были сфабрикованными) были арестованы и приговорены к длительным срокам лишения свободы более миллиона человек, к смертной казни - более 680 тысяч. Массовые репрессии этого периода затронули все слои населения. При этом, помимо приговоренных к смертной казни и тюремному заключению, миллионы людей были направлены в ссылку, поражены в правах, лишены имущества.
- репрессии по национальному признаку, проводившиеся накануне и в годы Великой Отечественной войны. При этом единственным основанием для репрессий в отношении конкретных людей являлась их принадлежность к определенной национальности. В годы "Большого террора" в рамках борьбы с "иностранными шпионами" были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения или смертной казни десятки тысяч поляков, немцев, латышей, литовцев, эстонцев, финнов, греков, румын, болгар, китайцев, иранцев и представителей других национальностей. В годы Великой Отечественной войны насильственному переселению подверглись представители ряда национальностей, обвиненных в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками: финны, калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, ногайцы, турки-месхетинцы, греки;
- послевоенные репрессии, жертвами которых стали десятки тысяч советских граждан.
Это - далеко не полный список преступлений сталинского режима. Число жертв сталинских репрессий остается дискуссионным по сегодняшний день, однако достоверно известно, что с 1921 по 1953 год за "контрреволюционные преступления" было осуждено более 4 миллионов человек, в том числе приговорено к смертной казни почти 800 тысяч. Если добавить к этой цифре насильственные переселения (часто сопровождавшиеся массовой гибелью), пытки, конфискации имущества и поражение в правах, которые выпали на долю миллионов людей, становится очевидно, что сталинские репрессии были беспрецедентными по своим масштабам и затронули все советское общество в целом.
В то же время в последние годы все более широко пропагандируется среди населения идеализированный, односторонний, не соответствующий исторической реальности образ сталинской эпохи. В рамках этого образа практикуется отрицание однозначно установленных (в том числе в судебном порядке) фактов необоснованных массовых репрессий либо их реабилитация, то есть признание практики массового необоснованного преследования граждан правильной, заслуживающей поддержки и одобрения. Тем самым наносится огромный ущерб российскому государству и обществу.
Оправдание практики массового преследования граждан по классовым, социальным, национальным, религиозным и иным признакам ведет к размыванию духовных и морально-этических основ общества, росту популярности радикальных (в том числе фашистских и нацистских) движений и идеологий, чревато дестабилизацией внутренней ситуации в стране. Отрицание преступлений сталинского режима в целях создания идеализированной картины сталинской эпохи ведет к неадекватной оценке гражданами событий прошлого и настоящего, формированию негативного отношения к развитию современного государства и общества в целом, нарастанию в обществе конфликтного потенциала и внутреннего раскола. Это, в свою очередь, может способствовать дестабилизации ситуации в стране, серьезным социальным потрясениям, приходу к власти сил, практикующих массовые необоснованные репрессии.
Таким образом, отрицание или реабилитация преступлений сталинского режима является не просто фальсификацией исторических фактов, но и представляет собой прямую и явную угрозу стабильному развитию государства и общества. Оно может быть использовано в своих интересах силами, заинтересованными в дестабилизации обстановки в стране и насильственной смене власти.
С начала 1990-х годов государством были предприняты меры по осуждению массовых необоснованных преследований отдельных граждан и целых народов страны и по реабилитации жертв политических репрессий. 18 октября 1991 года был принят закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", однозначно устанавливающий: "За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам". Однако эта работа не была доведена до логического завершения в силу ряда объективных факторов, обусловленных проблемами непростого переходного периода в развитии Российской Федерации.
На новом этапе развития страны появилась возможность продолжить критически важную для российского государства и общества работу по осмыслению трагических страниц отечественной истории. В роли инициаторов такой работы выступало и продолжает последовательно выступать высшее руководство Российской Федерации. Официальная точка зрения о недопустимости отрицания либо оправдания преступлений сталинизма не раз озвучивалась Президентами Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Так, 7 апреля 2010 года, выступая на российско-польской памятной церемонии в Катыни, В.В. Путин так оценил преступления сталинского режима: "Этим преступлениям не может быть никаких оправданий. В нашей стране дана ясная политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима, и такая оценка не подлежит никаким ревизиям".
Д.А. Медведев в октябре 2009 года в официальном выступлении произнес следующее: "Давайте только вдумаемся: миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений - миллионы. Были лишены всех прав. Даже права на достойное человеческое погребение, а долгие годы их имена были просто вычеркнуты из истории. Но до сих пор можно слышать, что эти многочисленные жертвы были оправданы некими высшими государственными целями. Я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий".
25 апреля 2013 года во время ежегодной специальной программы "Прямая линия с Владимиром Путиным" Президент России подчеркнул: "Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями".
Логическим продолжением принятого политическим руководством Российской Федерации курса на признание и осуждение преступлений сталинского режима стало утверждение 15 августа 2015 года Правительством РФ "Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий". В ней, в частности, говорится следующее: "Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории". Здесь же говорится о том, что "Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий".
Тем не менее, до настоящего времени отсутствует законодательная база, которая позволяла бы пресечь представляющие серьезную опасность фальсификации исторических фактов, относящихся к эпохе сталинизма, что является очевидным законодательным пробелом. В этих условиях существует и широко пропагандируется среди населения недопустимое утверждение об оправдании массового государственного террора и его полезности для государственного строительства в определенный исторический период.
Проект федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)" предусматривает установление правовых основ обеспечения недопустимости действий по реабилитации и отрицанию преступлений сталинского тоталитарного режима. Запрет реабилитации и отрицания преступлений сталинского тоталитарного режима основывается на выраженном в законодательстве о реабилитации жертв политических репрессий и в иных нормативных актах официальном признании и государственном осуждении преступных действий руководства советского государства. При этом каждому гарантируется конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом информацию, в том числе о деятельности политического руководства советского государства, если распространение такой информации не преследует своей целью реабилитацию или отрицание преступлений сталинского тоталитарного режима. Положения законопроекта прямо предусматривают, что опровержение обвинения политического руководства советского государства в проведении политики геноцида, совершении преступлений против человечества, а равно в осуществлении каких-либо иных действий, не ставших объектом официального государственного осуждения, не является отрицанием преступлений сталинского тоталитарного режима и защищается конституционными нормами о свободе слова и свободе выражения мнения.
В проекте Федерального закона устанавливаются основные направления противодействия реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима, связанные с принятием профилактических мер, а также выявлением и пресечением соответствующих действий. При этом некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий, проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных мест их захоронений и непогребенных останков, распространение достоверной информации о преступлениях сталинского тоталитарного режима, предлагается отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное положение позволит оказывать таким некоммерческим организациям поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках предусмотренных расходов в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Отдельная норма закона устанавливает запрет на увековечение памяти о лицах, причастных к преступлениям сталинского тоталитарного режима, при присвоении наименований новым географическим объектам, территориальным единицам, элементам улично-дорожной сети и станциям метрополитена. При этом для переименования подобных объектов законопроект предусматривает лишь возможность возвращения им исторических названий в порядке, предусмотренном нормативными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, если действующее наименование является исторически первым, то сам по себе факт упоминания в нем о лицах, причастных к осуществлению политики сталинского тоталитарного режима, не является достаточным основанием для изменения наименования.
В соответствии с положениями законопроекта информационные материалы, содержащие оправдание необходимости осуществления массовых политических репрессий, депортаций и иных репрессивных мер в отношении народов в установленном законом порядке должны быть признаны экстремистскими материалами. Такое регулирование соответствует содержанию законодательства о противодействии экстремизму. В частности, в сложившейся правоприменительной практике под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, понимаются высказывания, утверждающие необходимость массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"). Признание соответствующих материалов экстремистскими влечет за собой запрет их распространения на территории Российской Федерации.
Рассматриваемый проект федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)" взаимосвязан с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)"
Реализация федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Расходы на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 5 законопроекта, будут осуществляться в рамках уже предусмотренных расходов на поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)"
Принятие федерального закона "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)" потребует принятия федерального закона о внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", направленного на дополнение перечня видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций таким видом деятельности, как увековечение памяти жертв политических репрессий, проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных мест их захоронений и непогребенных останков, распространение достоверной информации о преступлениях сталинского тоталитарного режима.
Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.