Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938845-6 "O внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)"
Досье на проект федерального закона
Одной из основных целей саморегулирования в области инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и деятельности саморегулируемых организаций в этой сфере является повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Однако деятельность части саморегулируемых организаций фактически сведена к выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что привело к росту коммерциализации саморегулируемых организаций.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляются многочисленные факты нарушений саморегулируемыми организациями требований законодательства, в том числе основных требований к саморегулируемым организациям в отношении выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и правил контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, такие как:
выдача свидетельств о допуске к определенному виду работ до уплаты взносов в компенсационный фонд;
уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации третьими лицами или в рассрочку.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" содержится большое количество рекламных предложений, предлагающих "вступление в СРО в рассрочку". Однако целью создания компенсационного фонда саморегулируемой организации является осуществление выплат по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Кроме этого отдельные саморегулируемые организации, исходя из принципа "что не запрещено, то разрешено", сознательно принимают в члены юридических лиц или индивидуальных предпринимателей без уплаты полного взноса в компенсационный фонд, тем самым нарушая ГрК РФ. Также в 2014 году Ростехнадзором были рассмотрены несколько обращений юридических лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций. В одном случае было указано на то, что юридическое лицо никогда не вступало в саморегулируемую организацию и не уплачивало через третье лицо взнос в компенсационный фонд, однако на это юридическое лицо саморегулируемой организацией было выдано свидетельство о допуске. В других случаях юридическое лицо уплатило часть взноса самостоятельно, а оставшуюся часть саморегулируемая организация предложила уплатить через третье лицо, никаких подтверждающих документов от третьего лица при этом получить не удались. Впоследствии эти деньги были возвращены третьим лицам с формулировкой "ошибочно внесенные" в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 35.16 ГрК РФ, при этом у члена саморегулируемой организации свидетельство продолжало действовать.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 1 части 3 статьи 55.16 ГрК РФ"
В 2015 году установлены факты манипуляций саморегулируемых организаций с компенсационным фондом в части предоставления новым членам так называемой "материальной помощи" из средств компенсационного фонда для внесения взноса в компенсационный фонд.
В связи с этим законопроектом предлагается установление запрета на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, а также третьими лицами, уточнение условий членства и прекращения членства в саморегулируемой организации, в том числе в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере и предусматривает в том числе механизмы, направленные на усиление контроля за деятельностью таких саморегулируемых организаций, повышений их ответственности за качество строительных работ, производимых их членами.
Статьей 55.13 ГрК РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация должна осуществлять контроль за деятельностью своих членов. Несовершенство законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях привело к тому, что отдельные саморегулируемые организации самоустранились от контроля за деятельностью своих членов либо осуществляют его формально, что подтверждается результатами проведенных проверок. Большая часть поступающих в саморегулируемые организации обращений (в том числе от органов государственного строительного надзора) о действиях их членов, содержащих факты нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, либо вообще не рассматривается саморегулируемой организацией, либо рассматривается в ходе документарной проверки зачастую даже без приглашения на рассмотрение обращения лица, его направившего.
Законопроектом предусматривается введение обязанности рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и обращений на действия своих членов, а также уточнение содержания правил контроля путем дополнения процедурой рассмотрения жалоб и обращений на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации.
В целях повышения ответственности саморегулируемых организаций предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц (под должностными лицами понимаются также лица, входящие в состав коллегиального органа управления саморегулируемой организации) за непредставление или несвоевременное представление в установленном порядке документов и сведений, перечень которых установлен законодательством о саморегулируемых организациях, для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций, или представление сведений, содержащих недостоверную информацию.
Одновременно предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в настоящее время имеется необходимость во внесении некоторых изменений в действующее законодательство в части ведения Ростехнадзором государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
По состоянию на 01.10.2015 в государственном реестре саморегулируемых организаций в сфере строительства зарегистрировано 506 действующих саморегулируемых организаций, в состав которых входит не ограниченное верхним пределом количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информация о которых может постоянно меняться.
С учетом положений принятого Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) предлагается разграничить отдельные полномочия Ростехнадзора и Национальных объединений саморегулируемых организаций по ведению Ростехнадзором государственного реестра саморегулируемых организаций и ведению Национальными объединениями саморегулируемых организаций единого реестра членов саморегулируемых организаций.
В настоящее время в соответствии с требованиями частей 3 и 3.1 статьи 55.17, части 6 статьи 55.18 ГрК Рф саморегулируемая организация направляет уведомления в отношении своих членов в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, которое вносит соответствующие изменения в единый реестр членов саморегулируемых организаций и направляет уведомления саморегулируемых организаций в Ростехнадзор для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций. Таким образом, размещение информации в отношении членов саморегулируемых организаций и выданных им свидетельств о допуске происходит сразу на трех ресурсах: на официальном сайте саморегулируемой организации, в едином реестре членов саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляет Национальное объединение саморегулируемых организаций, и в государственном реестре саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляет Ростехнадзор. В целях оптимизации документооборота и исключения дублирования информации законопроектом предлагается ограничить размещение сведений о членах саморегулируемых организаций и выданных им свидетельствах о допуске только размещением в реестре членов на официальном сайте саморегулируемой Организации и в едином реестре членов саморегулируемых организаций (соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций. Единый реестр членов саморегулируемых организаций является Открытым ресурсом и доступен без ограничений. Форма единого реестра членов саморегулируемых организаций утверждена приказом Ростехнадзора от 25 марта 2015 г. N 114 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2015 г., регистрационный N 36736).
Федеральным законом N 59-ФЗ введена часть 10 статьи 55.6 ГрК РФ, согласно которой дела членов саморегулируемых организаций подлежат бессрочному хранению. Однако статьей 756 Гражданского кодекса Российской Федерации срок обнаружения недостатков вследствие строительных работ составляет пять лет. Кроме этого в случае бессрочного хранения саморегулируемая организация, а в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и Соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций будут вынуждены нести дополнительные необоснованные расходы, связанные с арендой помещений под бессрочное архивное хранение. Законопроектом предлагается ограничить срок хранения дел лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, до 10 лет со дня прекращения членства в саморегулируемой организации, что представляется достаточным для целей регулирования рассматриваемых правоотношений.
Кроме этого действующая норма закона не позволяет Ростехнадзору утвердить в установленном порядке требования к форме представления сведений для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в электронном виде и оказывать данную услугу, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Отсутствие единой формы представления сведений для внесения в государственный реестр не позволяет оперативно вносить изменения в реестр, так как у всех саморегулируемых организаций свой подход и своя форма, что значительно затрудняет оперативное внесение любых изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций. Предлагаемое изменение позволит разработать порядок ведения государственного реестра и требования к форме представления данных в электронном виде и унифицировать получение данных от саморегулируемых организаций, что в конечном итоге приведет к сокращению времени на их обработку и внесение в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Одновременно исходя из опыта контрольно-надзорной деятельности за строительством Олимпийских объектов Ростехнадзор полагает необходимым вернуться к редакции статьи 48.1 ГрК РФ, Действующей до 21 июля 2011 г., в части отнесения пассажирских подвесных канатных дорог (далее - ППКД) к особо опасным и технически сложным объектам. Отнесение ППКД к опасным и технически сложным объектам целесообразно по следующим причинам. При эксплуатации ППКД на Олимпийских объектах в 2014 году произошли две аварии, которые привели к падению кабин и их разрушению. На основании результатов технического расследования аварии можно утверждать, что при проектировании ППКД не был проведен надлежащий анализ риска, связанный с выбором трассы ППКД. Только отсутствие пассажиров или технического персонала в подвижном составе позволило избежать более серьезных последствий аварий. Следует отметить, что обоснование безопасности становится еще более актуальным с использованием ППКД в качестве одного из видов городского транспорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 2143-р Ростехнадзору поручено оформить вступление в Международную организацию канатного транспорта (МОКаТ), главным направлением деятельности которой являются содействие гармонизации национальных правовых норм в области канатного транспорта и разработка международных норм по проектированию, строительству, эксплуатации (ремонту и инспекциям по безопасности) канатных дорог, а также выработка соответствующих рекомендаций. Решением управляющего комитета МОКаТ на заседании 14 апреля 2015 г. в г. Инсбрук (Австрия) было принято положительное решение по заявке Ростехнадзора.
Указанное изменение позволит обеспечить надзор за указанными объектами на протяжении всего их жизненного цикла, что отражает сложившуюся мировую практику закрепления за одним органом надзора функций государственного контроля и надзора за канатным транспортом на этапе строительства и эксплуатации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие данного федерального закона повлечет за собой повышение качества выполнения и безопасности работ на объектах капитального строительства, усиление ответственности саморегулируемых организаций и ее членов, контроль за обеспечением сохранности и целевого использования компенсационных фондов саморегулируемых организаций, а также повышение качества предоставления и удобства получения государственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положении законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства) не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений указанного проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных акт0в Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства) не потребует Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих Признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства) потребует разработки приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций и требований к форме представления сведений для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций".
Обоснование необходимости разработки акта - установление в указанном законопроекте полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по определению порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций и требований к форме представления сведений для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев после принятия предлагаемого проекта федерального закона во втором чтении.
Головной исполнитель - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.