Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год"
(в части расходов на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - проект федерального бюджета), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В проекте федерального бюджета на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограммы) в размере 237,0 млрд. рублей.
В целях обеспечения импортозамещения сельскохозяйственной продукции, достижения показателей продовольственной безопасности Российской Федерации, объем бюджетных средств на Госпрограмму сохранен на уровне фактического финансирования АПК в 2015 году.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", увеличены на 70,5 млрд. рублей (или на 42,3%).
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, увеличено на 11,4 млрд. рублей (или на 24,9 %) и составляет 57,2 млрд. рублей. В том числе:
- средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями - 2,1 млрд. рублей (увеличено на 1,2 млрд. рублей)
- на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов плодохранилищ - 1,23 млрд. рублей;
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков - 13, 98 млрд. рублей (увеличено на 4, 7 млрд. рублей)
- на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства - 18,8 млрд. рублей (увеличено на 3,9 млрд. рублей).
В части подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" объем бюджетных ассигнований составит 37,2 млрд. рублей (уменьшен на 8,8 млрд. рублей, или на 19,1%).
Это обусловлено, в том числе уменьшением бюджетных ассигнований на:
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. На эти цели предусмотрено 28,7 млрд. рублей, что на 3,3 млрд. рублей меньше, утвержденных Законом N 384-ФЗ.
- на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства; предусмотрено в 2016 году 0,5 млрд. рублей, уменьшение на 0,76 млрд. рублей.
Вместе с тем, в Госпрограмму включена новая подпрограмма "Развитие молочного скотоводства", в которую включено мероприятие из подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" - предоставление субсидий на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с объемом финансирования 11,4 млрд. рублей, что на 9,6 млрд. рублей больше, чем предусмотрено Законом N 384-ФЗ. Бюджетные ассигнования на данную подпрограмму составляют 24,8 млрд. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" составляет 9,35 млрд. рублей, (увеличение на 2,5 млрд. рублей, или 37,3%).
Увеличены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей, на поддержку экономически значимых программ субъектов Российской Федерации по развитию мясного скотоводства, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства (увеличение на 1,6 млрд. рублей ).
Расходы на подпрограмму "Поддержка малых форм хозяйствования" запланированы в размере 15,06 млрд. рублей (увеличены на 5,8 млрд. рублей, или на 63,1 %) , в том числе за счет увеличения бюджетных ассигнований на поддержку начинающих фермеров на 2,47 млрд. рублей (предусмотрено 4,3 млрд. рублей), развитие семейных животноводческих ферм на 2,5 млрд. рублей (предусмотрено 3,86 млрд. рублей), на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусмотрено 1,0 млрд. рублей (новое мероприятие подпрограммы).
Реализация мероприятий данной подпрограммы позволят обеспечить доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам; увеличить численность населения сельской местности; рост числа семейных животноводческих ферм; рост количества рабочих мест; увеличить производство продукции животноводства, в том числе молока и говядины.
В рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" объем бюджетных ассигнований предусмотрен в размере 2,06 млрд. рублей (уменьшен на 1,01 млрд. рублей, или 33,1%).
Уменьшены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биотехнологической продукции.
Бюджетные ассигнования на подпрограмму "Обеспечение реализации Госпрограммы" составляют 38, 125 млрд. рублей (увеличены на 14,8 млрд. рублей, или на 63,5%).
В рамках данной подпрограммы зарезервированы бюджетные ассигнования на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту связанных с производством сельскохозяйственной продукции своих имущественных интересов, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации в сумме 12,2 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" планируется 15,96 млрд. рублей (100%), из них:
на развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 7, 6 млрд. рублей;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - 4,1 млрд. рублей;
развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности - 0,5 млрд. рублей;
развитие газификации и водоснабжения в сельской местности - 2,1 млрд. рублей;
реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности - 0,92 млрд. рублей;
мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности - 0,32 млрд. рублей.
Объем ассигнований на ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" планируется в 2016 году в сумме 8,7 млрд. рублей (100%).
Учитывая необходимость наращивания темпов роста сельскохозяйственной продукции с целью ускоренного импортозамещения в Госпрограмму включены такие подпрограммы, как "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства", "Развитие молочного скотоводства", "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства", "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания", "Развитие финансово-кредитной системы АПК" с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования.
В рамках подпрограммы "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 5,3 млрд. рублей, в том числе:
на предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта - 0,5 млрд. рублей;
на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов картофелехранилищ, овощехранилищ и тепличных комплексов - 4,8 млрд. рублей.
Расходы на подпрограмму "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" составляют 8,38 млрд. рублей (увеличены на 2,6 млрд. рублей, или на 45%).
Бюджетные ассигнования на подпрограмму "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания" предусмотрены в объеме 4,7 млрд. рублей, в том числе на предоставлением субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции животноводства и растениеводства, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие оптово-распределительных центров, производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания в размере 2,7 млрд. рублей, а также на возмещение части прямых понесенных затрат на создание оптово-распределительных центров 2,0 млрд. рублей.
В рамках подпрограммы "Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса" предусмотрены бюджетные ассигнования на докапитализацию АО "Российский Сельскохозяйственный банк" в объеме 10,0 млрд. рублей.
Депутаты Комитета отмечают, что финансирование АПК в 2016 году на уровне не ниже 2015 года, позволит сохранить положительную динамику развития отрасли: реализовать крупные инвестиционные проекты в молочном животноводстве, обеспечить потребности внутреннего рынка овощами и плодово-ягодной продукцией, создать условия для улучшения инфраструктуры овощехранилищ, развития селекционно-семеноводческих хозяйств и логистических центров.
Депутаты считают необходимым в рамках подпрограмм Минсельхоза России сохранение резерва для оперативного финансирования ключевых направлений развития агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, а также на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате возможных чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.