Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" и отмечает следующее.
Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий. При этом основные характеристики федерального бюджета, предусмотренные законопроектом, включают показатели только на очередной финансовый год.
Показатели расходов проекта федерального бюджета на 2016 год сформированы в виде абсолютных величин, а не путем уточнения параметров планового периода, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В 2016 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета до 17,5% ВВП вместо 18,0% ВВП в 2015 году. При этом объем нефтегазовых доходов снижается с 8,0% ВВП в 2015 году до 7,7% ВВП в 2016 году, а ненефтегазовых - с 10,0% до 9,8% ВВП. Ненефтегазовый дефицит сократится до 10,7% ВВП в 2016 году (на 0,2 процентных пункта).
В 2016 году также планируется снижение расходов федерального бюджета до 20,5% ВВП в 2016 году, что на 0,5 процентных пункта ниже, чем в 2015 году.
Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 3,0% ВВП в 2016 году (на уровне 2015 года).
Расходная часть федерального бюджета на 2016 год сформирована с учетом приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации (или) непрограммных направлений деятельности, исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и повышения эффективности использования средств федерального бюджета.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 году будут являться средства Резервного фонда и государственные заимствования Российской Федерации.
В связи с тем, что в 2016 году пополнение Резервного фонда не прогнозируется, к концу рассматриваемого года его объем снизится до 1 051,4 млн. рублей.
Будет продолжено использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на софинансирование пенсионных накоплений, а также размещение части средств фонда в целях финансирования крупных инфраструктурных проектов. К концу 2016 года объем средств ФНБ, размещенных в иные (помимо счетов в Банке России) финансовые активы, составит 1 174,9 млрд. рублей
Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2016 году прогнозируются в объеме 33,2 млрд. рублей.
При расчете прогнозируемого объема доходов федерального бюджета учитывались изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Вышеназванные изменения приведут в совокупности к увеличению доходов федерального бюджета в 2016 году на 465 701,2 млн. рублей или на 0,59% к ВВП. По сравнению с оценкой 2015 года прогнозируемые в 2016 году доходы увеличатся на 487 117,3 млн. рублей.
1. По отношению к объему ВВП расходы раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составят в 2016 году 2,6 процента. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (12,8%) уменьшится и составит 12,4 процента.
Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" запланированы в объеме 2 024 099,4 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года больше на 26 249,1 млн. рублей, в том числе в связи с:
- окончанием срока реализации в 2015 году ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" в объеме 817,9 млн. рублей;
- уменьшением параметров финансирования ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" - 1 512,2 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета, на изменение расходов по указанному разделу оказало влияние:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- оплату труда гражданского персонала исправительных учреждений (оплата труда осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду на работах по обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) в связи увеличением минимального размера оплаты труда в объеме 837,0 млн. рублей;
- отчисления в государственные внебюджетные фонды из фонда оплаты труда работников Генпрокуратуры России и Следственного комитета Российской Федерации в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в объеме 1 324,6 млн. рублей;
- расходы по обеспечению деятельности органов прокуратуры (в части информационно-телекоммуникационных технологий), включая расходы по построению информационной системы "Единый реестр проверок", аренде каналов связи для ведомственной сети передачи данных информационной системы органов прокуратуры (ИСОП), созданию и эксплуатации автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), обеспечению информационной безопасности и аттестации объектов информатизации в объеме 630,0 млн. рублей;
- выплату денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Минюста России в связи с переданными полномочиями упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации (с учетом переданных полномочий Минюста России вновь созданному Федеральному агентству по делам национальностей) в объеме 30,3 млн. рублей.
- иными решениями, отраженными в закрытой части пояснительной записки к проекту федерального закона.
2. В части реализации государственных программ:
1) В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 815 819,0 млн. рублей.
В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 15 151,4 млн. рублей.
Наряду с общими подходами к формированию параметров федерального бюджета законопроектом предусматривается снижение расходов в 2016 году в части всех подпрограмм с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.07.2015 N 356 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации", предусматривающего сокращение численности органов внутренних дел Российской Федерации на 110,0 тыс. единиц.
2) В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 29 700,1 млн. рублей. В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 930,7 млн. рублей.
3) В законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 187 360,5 млн. рублей. В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 24 292,2 млн. рублей.
4) Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Юстиция", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 265 631,5 млн. рублей. В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 14 994,5 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на динамику объемов финансирования государственной программы в 2015-2016 годах повлияло:
выделение в 2015 году по подпрограмме "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" дополнительных бюджетных ассигнований Минюсту России на Проведение шестой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции в объеме 458,5 млн. рублей;
выделение в 2015 году по подпрограмме "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" ФССП России дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление функции выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации в объеме 424,0 млн. рублей, а также на оплату труда федеральных государственных служащих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 302-12;
увеличение в 2015 году по подпрограмме "Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" расходов федерального бюджета на оплату труда федеральных государственных служащих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 302-12, а также на денежные компенсации истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека;
уменьшением параметров финансирования ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" в соответствии с паспортом программы.
5) Бюджетные ассигнования в 2016 году по направлению "Следственный комитет Российской Федерации" запланированы в сумме 32 870,2 млн. рублей.
В 2016 году бюджетные ассигнования по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 5 137,0 млн. рублей.
6) Бюджетные ассигнования в 2016 году по направлению "Прокуратура Российской Федерации" запланированы в сумме 55 262,5 млн. рублей.
В 2016 году бюджетные ассигнования по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 14 092,8 млн. рублей.
Таким образом, сформированные в соответствии с параметрами Прогноза основные характеристики законопроекта обеспечивают первоочередные расходные обязательства, сохраняя устойчивость федерального бюджета по отношению к основным бюджетным рискам.
В то же время по рассматриваемому законопроекту у Комитета имеется ряд замечаний и предложений.
Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которой денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом, с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% (с понижающим коэффициентом - 0,54) и, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 397-Ф3 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, с 1 января 2015 г. составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 г. - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия.
В соответствии с частью 2 статьи 1 законопроекта предлагается установить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, с 1 февраля 2016 года 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 2 статьи 1 законопроекта" следует читать "частью 2 статьи 1 Федерального закона"
Таким образом, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 февраля 2016 года увеличится на 2,67 процента, что обеспечит увеличение пенсии в реальном выражении на 3,99 процента.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" поручено Правительству Российской Федерации ежегодное увеличение пенсии не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции, для граждан, уволенных с военной службы.
Вместе с тем, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" уровень инфляции в 2016 году предусмотрен в размере 6,4 процента.
Комитетом отмечается необходимость:
выполнения принятых в соответствии с федеральными законами публичных обязательств в социальной сфере, сбалансированности распределения бюджетных средств по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, с учетом выпадающего периода;
работы по обеспечению дальнейшей интеграции профильных государственных программ в бюджетный процесс, формирование объективной и достоверной системы оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем, чтобы результаты такой оценки могли учитываться при формировании проекта федерального бюджета на последующие периоды.
в ходе исполнения федерального бюджета и его корректировки, в 2016 году предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на исполнение федеральных целевых программ раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.