Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.10.2015 года (выписка из протокола N 263 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2016 год, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также на государственных программах Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, касающиеся планового периода, охватывающего последующие бюджетные годы, что предопределено задачей снижения вероятности ошибочных оценок и допущений при формировании бюджета в условиях ограниченности финансовых резервов на купирование их негативных последствий.
Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия государственных программ Российской Федерации позволяет обеспечить непосредственную увязку бюджетных ассигнований с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), что в свою очередь способствует повышению обоснованности бюджетных расходов на этапе их формирования, улучшению их прозрачности, расширению возможностей для оценки их эффективности.
Поддержанию бюджетной устойчивости также способствует впервые разрабатываемый проект бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2030 года.
В 2016 году по-прежнему будет существовать ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и соответственно бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам относятся возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов. Сохраняющиеся риски могут проявиться в замедлении экономического развития, усилении волатильности инфляционной и курсовой динамики, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом того, что в 2016 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса рассматриваемым проектом федерального закона предлагается утвердить дефицит федерального бюджета на 2016 год.
Вместе с тем одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Несмотря на то, что уникальность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2016 год
Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2016 год:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 78 трлн. 673,0 млрд. рублей (в 2015 году - 77 трлн. 498,0 млрд. рублей, в 2014 году - 71 493,0 млрд. рублей, в 2013 - 66 515,0 млрд. рублей, в 2012 - 60 590,0 млрд. рублей) и уровень инфляции, не превышающий 6,4 процентов (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) (в 2015 году планировалось - 5,5 процентов, реально - больше 12 процентов, в 2014 году - 5,0 процентов, в 2013 году - 5,5 процентов, в 2012 год - 6,0 процентов);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 трлн. 738 млрд. 468 млн. 671,8 тыс. рублей (в проекте бюджета 2015 года прогнозировались 15 трлн. 082 млрд. 360 млн. 651,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2014 - 14 238 774 490,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2013 - 12 865 925 621,0 тыс. рублей, в 2012 - 12 677 006 842,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 трлн. 098 млрд. 658 млн. 671,8 тыс. рублей (на 2015 год прогнозировалось 15 трлн. 513 млрд. 079 млн. 294,0 тыс. рублей, на 2014 - 13 960 133 315,8 тыс. рублей, на 2013 - 13 387 340 174,7 тыс. рублей, на 2012 - 12 745 151 261,1 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит 2 трлн. 360 млрд. 190 млн. 000,0 тыс. рублей (3% ВВП).
Для сравнения: в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов размер дефицита в 2016 году предполагался в сумме (-) 476,3 млрд. рублей (0,6% ВВП)
Основные характеристики бюджета 2015, 2016 и 2017 годов представлены в статье 1 законопроекта. Для большей наглядности в настоящем заключении эти характеристики сведены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики |
2012 г. (по закону) |
2013 г. (по закону) |
2014 г. (по закону) |
2015 г. (по закону) |
2016 г. Проект на 2016 Проект на 2015 |
Доходы (млн. руб.) |
12 677 007,0 |
12 865 925,6 |
14 238 774,5 |
12 539 736,5 |
13 738 468,7 |
Темпы прироста (в % к предыд. году) в %% к ВВП |
112,3% 120,7% |
101,4% 119,3% |
110,6% 119,9% |
88,0% 117,14% |
15 795 504,2 |
Расходы (млн. руб.) |
12 745 151,3 |
13 387 340,2 |
13 960 133,3 |
15 215 044,5 |
16 098 658,7
16 271 781,9 |
Дефицит/профицит (млн. руб.) |
- 68 144,3
0,5% доходов |
- 521 414,6
4,04% доходов |
+278 641,2
2, 86% доходов |
- 2 675 308, 0
21,3% доходов |
-2 360 190,0
-476 277,7 |
Объем ВВП (млрд. руб.) |
60 590,0 |
66 515,0 |
71 493,0 |
73 119,0 |
78 673,0
83 208,0 |
Уровень инфляции (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
12,2 |
6, 4
4,5 |
Доходы значительно сократятся в сравнении с проектируемыми в прошлом году на период 2016 года. При этом расходы существенно не изменятся, что связывается с исполнением государством своих социальных обязательств. Размер дефицита планируется незначительно уменьшить в сравнении с 2015 годом.
Законопроектом устанавливается нормативная величина Резервного фонда в сумме 5 трлн. 507 млрд. 110 млн. 000,0 тыс. рублей (на 2015 год было запланировано 5 трлн. 424 млрд. 860 млн. 000,0 тыс. рублей).
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Среди мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджетной системы, следует отметить разработку долгосрочного бюджетного прогноза, трехлетнее бюджетное планирование, обязательное наличие условно-утвержденных расходов в плановом периоде, а также меры по снижению зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
III. Новеллы проекта федерального закона
Изменилось наименование и содержание подпрограмм в рамках Государственной программы "Развитие образования на 2013-2020 годы". Так, программа "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" изменила название на "Содействие развитию дошкольного и общего образования", в связи с чем в нее более не включаются положения, касающиеся развития дополнительного образования. В свою очередь, они были включены в подпрограмму "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики".
Также изменилось наименование подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей". В представленных материалах она носит наименование "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".
IV. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Расходы федерального бюджета в 2016 году, направляемые на государственную поддержку семей и детей
1. Отмечается некоторое уменьшение ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми (семейно-детского бюджета).
Общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона, составляют на 2016 год - 480 млрд. 146 млн. 859,6 тыс. руб. (0,61% ВВП; 2,98% расходной части бюджета).
Расходы, первоначально запланированные на 2016 год в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, составляли 512 млрд. 995 млн. 931 тыс. руб.
При этом на 2015 год было запланировано - 551 млрд. 148 млн. 387 тыс. руб. (3,5% расходной части бюджета, 0,71% ВВП)*
Из них на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семьи и детей и относящихся к государственной программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено - 434 млрд. 442 млн. 264,7 тыс. руб.;
(в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов было запланировано на 2016 год 486 млрд. 606 млн. 976 тыс. руб.);
на 2015 год первоначально было запланировано - 504 млрд. 745 млн. 469 тыс. руб. (3,25% расходной части бюджета, 0,65% ВВП).
2. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей")) увеличены: на 3 млрд. 011 млн. руб. (запланировано 431 млрд . 433 млн. руб.)
3. Основное увеличение расходов на "социальную сферу" в 2014-2015 годах произошло за счет увеличения бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала в силу индексации установленного размера материнского (семейного) капитала - в 2015 году на 44 млрд. 450 млн. рублей.
В 2016 году отмечается уменьшение бюджетных ассигнований на трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала. На эти цели в законопроекте запланированы ассигнования в размере 304 млрд. 250 млн. руб. Ранее (в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов) было запланировано 317 млрд. 420 млн. руб.
При этом сам размер материнского (семейного) капитала предлагается установить на уровне 2015 года (453 тыс. 026 руб.) и не индексировать (статья 8 законопроекта) во исполнение положений Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
V. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2016 году на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики (в сравнении с 2014-2015 г.) млрд. руб.
1. Для наглядности и удобства анализа динамики расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу 2.
В таблице представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 2
Виды расходов (млрд. руб.) |
2014 г.
Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2015 г.
Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2016 г.
Проект бюджета 2016
Проект бюджета 2015 и 2016-2017 |
прирост (сокращение) 2016 г. к 2015 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
7,45 |
3,21
5,73 (в проекте 2013 года) |
4,33
2,33 (в проекте бюджета на 2015 и на плановый период 2016-2017 годов) |
+1,12 |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
7,45 |
3,21 |
4 ,33 |
+1,12 |
Основное мероприятие "Развитие специализированной медицинской помощи детям" |
7,45 |
3,21 |
4,33 |
+1,12 |
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
4,88 |
4,56
4,56 |
8,02
2,99 |
+3,46 |
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" |
|
|
1,3 |
Новое название подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
|
|
7,5 |
Новое название подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
3,88 |
3,58
3,58 |
См. подпрограммы "Содействие развитию дошкольного и общего образования" и "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" - - - - - - - - 2,99 |
- - - - - - |
1. Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (Строительство и реконструкция детских садов, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей) |
0,98 |
0,62
0,62 |
0,84
0,1 |
+0,22 |
2. Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (дошкольное образование, школы, школы-интернаты, детские дома) |
0,77 |
0,82
0,79 |
0,93
0,82
|
+0,11 |
3. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (Строительство и реконструкция детских садов, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей) |
|
|
0,097 |
Включена Минфином России в семейно-детский бюджет в 2016 году |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан " |
425,66 |
504, 74
481,94 |
434,44
486,6
|
-70,3 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей") |
425,21 (в проекте 2013) |
473,54
481,46 |
431,43
452,02 |
-42,11 |
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
4,37
4,6 (в проекте 2013) |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
- - - - - - - - - |
- - - - - - |
2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6,22 |
6,9
6,51 |
6,62
7,05 |
-0,28 |
3.Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7, 76
|
7, 83
7, 78 |
7, 66
7, 68 |
-0,17 |
4. Субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Межбюджетные трансферты)
В том числе: пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
(Ранее считалось раздельно, теперь из бюджета НЕВОЗМОЖНО вычленить, сколько направляется на каждый вид пособия). По данным Минтруда в 2015 году сумма расходов фед. бюджета на ежемесячное пособие по уходу за ребенком составляла 59, 7 млрд. руб. |
64,03 |
69,6 |
75,16
71,52 |
+5,56 |
5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1,56 |
1,35
1,69 |
1,18
1,42 |
-0,17 |
6. Пособие по беременности и родам (военнослужащие) |
5,29 |
5,23
5,41 |
4,98
5,47 |
-0,25 |
7. Единовременное пособие при рождении ребенка (военнослужащие) |
1,11 |
2,25
1,18 |
1,33
3,03 |
-0,92 |
8. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (военнослужащие) |
3, 74 |
3,27
3,77 |
3,47
3,40 |
+0,20 |
9. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
0, 012 |
0,012
0,012 |
0,011
0,012 |
-0, 001 |
10. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
2,65 |
2,16
3,15 |
2,41
2,41 |
+0,25 |
11. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. |
4,49 |
2,17
4,64 |
2,52
2,42 |
+0,35 |
12. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
0,015 |
Передано для финансового обеспечения органам государственной власти субъектов РФ |
0,0 |
- 0,015 |
13. Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварии, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) |
0,006 |
0,003
0,006 |
0,003
0,003 |
0 |
14. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
2,18 |
2,68
2,48 |
3,0
3,0 |
+0,32 |
15. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,63 |
1,38
2,75 |
1,61
1,59 |
+0,23 |
16. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
19, 15 |
27,2
28,95 |
22,8
29,7 |
-4,31 в связи с уточнением прогноза числа получателей выплат |
17. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,009
0,01 |
0,008
0,009 |
-0,001 |
18. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
300,95 |
344,45
347,2 |
304,26
317,42 |
-40,19 (реально -8 млрд.)* |
19. Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
0,95 |
0,95 |
0,77
0,00 |
-0,18 |
20. Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации |
0,003 |
0,004
0,003 |
0,003
0,004 |
-0,001 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
3, 29 |
3,76
3,76 |
30,124 (семейно-детскую часть выделить невозможно
+0,0005
0,0 |
|
1. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в обычных образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным оборудованием |
3, 29 |
3,76
3,76 |
- - - - - - - |
-3,76 |
2. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком |
|
|
0,0005 (502,3 тыс. руб) |
|
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
3,5 |
6,8
(реально 4,00) |
5,23 |
+1,23 |
1. Федеральная целевая программа "Жилище", Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (млрд. руб.) |
3,5 |
6,8
(реально 4,00)** |
5,23 |
+1,23 |
ВСЕГО в целом: (с материнским капиталом) |
462,8 |
551,1
517,7 |
480,16
513 |
-70,97 (-38 млрд. с учетом изменений ассигнований на материнский капитал* март 2015) |
* В марте 2015 года в соответствующее положение Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год было внесено изменение, уменьшающее ассигнования на материнский капитал на 32 миллиарда рублей
** В марте 2015 года в соответствующее положение Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год было внесено изменение, устанавливающее объем ассигнований в размере 4 млрд. руб.
2. Сопоставление общих расходов на государственную поддержку семей с детьми ("семейно-детский бюджет") 2015-2016 годов с периодами до 2014 года не представляется возможным в силу различия в подходах и методиках подсчета соответствующих средств.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2016 год представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
VI. Общие выводы
Анализ представленных в Таблице 2 расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2016 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан (в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), увеличен на 5,5 млрд. руб. Комитет поддерживает данное изменение.
4. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В 2016 году планируется направить на реализацию Указа 22,8 млрд. руб.
В 2015 изначальный объем ассигнований предусматривался в размере 27,2 млрд. руб. (реально составил 15, 9 млрд. руб. по состоянию на 1 сентября 2015 года). При этом проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов на 2016 год было запланировано 29,7 млрд. руб.
В проекте федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на указанные цели в 2014 году предполагалось направить 19,15 млрд. рублей (ранее планировалось - 17,1 млрд. руб.), в 2015 году - 28,95 млрд. руб. (ранее планировалось - 26,9 млрд. руб.), в 2016 году - 32,25 млрд. руб.
Таким образом, объем выделяемых на 2016 год средств соотнесен с прогнозной численности получателей выплат.
5. В связи с завершением ряда проектов в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (50 000,0 млн. рублей в 2014 году) и мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (1 800,0 млн. рублей в 2014 году), в проекте бюджета предполагается снизить расходы на государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2014 году относительно уровня 2014-2015 годов.
В проекте федерального закона (приложение 10) на дошкольное образование в 2016 году заложены средства в размере 4,85 млрд. руб.
На этот же раздел в 2015 году изначально (в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов) были предусмотрены средства в размере 5,28 млрд. руб.** в сравнении с 6,22 млрд. руб. на 2014 год. Необходимо отметить, что к 2016-2017 годам объём средств федерального бюджета на указанные цели предполагалось повысить: до 9,4 млрд. в 2016 году и до 8,62 млрд. в 2017 году. Однако отмечается последовательное и неуклонное уменьшение объемов финансирования дошкольного образования.
При этом следует учесть, что в рассматриваемом проекте федерального закона (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы) предусмотрена сумма в 0,84 млрд. руб., предназначенная для развития инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей (софинансирования мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дошкольных образовательных учреждений).
В 2015 году на эти цели из федерального бюджета выделялось 0,61 млрд. руб., в 2013-2014 годах - 0,98 млрд. руб. Комитет поддерживает увеличение в 2016 году ассигнований на указанные цели в сравнении с 2015 годом.
6. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей. В недавнем прошлом объемы её финансирования составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы. Ранее эти расходы уже были снижены: с 4,9 млрд. рублей в 2012 году до 3,5 млрд. рублей в 2013 году. Та же сумма была заложена в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вместе с тем, в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов размер ассигнований на финансирование названной подпрограммы был увеличен до 6,8 млрд. руб. Впоследствии, параметры федерального бюджета на 2015 год были скорректированы и эта сумма была уменьшена до 4, 00 млрд. руб.
Увеличенный до 5,23 млрд. руб. объем ассигнований предусмотрен в проекте федерального бюджета на 2016 год.
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы продлить срок действия подпрограммы (и программы "Жилище" в целом). Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
7. В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" до 1 января 2016 года приостановлена индексация исходя из установленного прогнозного уровня инфляции государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом предусматривается осуществление с 1 февраля 2016 года индексации указанных пособий на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" размером индексации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Комитет полагает необходимым отметить следующее:
1) На фоне общего сокращения расходов на реализацию государственных программ отмечается увеличение ассигнований на государственные программы "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан".
Объем ассигнований, направленных на реализацию Государственной программы "Развитие образования на 2013-2020 годы" уменьшен. Объем ассигнований на поддержку семей с детьми на 2015 год в целом также уменьшен, в отличие от проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов".
2) В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4,37 млрд. руб.
3) Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов" уменьшены с 312,23 млрд. руб. (изначально планировалось на 2015 год 344, 45 млрд. руб.) до 304, 26 млрд. руб. Это связано с тем, что по имеющимся данным ежегодно остаются неиспользованными около 30 млрд. руб., предусмотренные в федеральном бюджете (межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации) на выплату материнского (семейного) капитала. Кроме того, согласно пояснительной записке к законопроекту, сокращение объемов бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала связывается с уточнением прогнозной численности граждан, которые могут обратиться с заявлением о распоряжении материнским (семейным) капиталом в 2016 году.
4) Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не увеличивается и составляет менее 10 миллионов рублей (а в 2016-2017 году даже запланировано ее снижение), о чем шла речь и в предыдущем заключении Комитета по проекту федерального бюджета на соответствующий период. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи).
Аналогичное замечание относится и к суммам, предусмотренным на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особенно в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) С 2016 года вновь предлагается несколько уменьшить (с 6,9 до 6,62 млрд. руб.) объем ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Отмечаем, что ранее в проекте федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов ассигнования на это направление были увеличены почти на 700 миллионов (даже в сравнении с запланированным в бюджете 2014-2016 годов повышением).
По имеющимся данным в списках на обеспечение жильем в настоящее время в Российской Федерации состоят более 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Кроме того, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации время ожидания лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставления жилого помещения в льготном порядке в зависимости от региона составляет от 3-4 до 10-12 лет.
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
6) К проекту федерального закона в целом имеются и иные замечания. В частности, происходит ежегодное укрупнение кодов бюджетной классификации, что затрудняет анализ положений проекта бюджета, относящихся к объемам ассигнований, направленных на государственную поддержку семей, имеющих детей. Кроме того, отмечаем наличие расхождений в бюджетной росписи и наименованиях подпрограмм, предусмотренных Государственными программами.
В информации об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", к сожалению, не содержатся данные о расходовании денежных средств, предусмотренные по конкретным подпрограммам, входящим в состав Государственных программ, а также отсутствуют коды бюджетной классификации. Данная информация содержалась в аналогичных документах, прилагаемых к законопроектам о федеральном бюджете прошлых лет.
8. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Н. Епифанова |
_____________________________
* Справка: в 2013 году в проекте федерального бюджета на 2014 год было предусмотрено 462 млрд. 834 млн. 890 тыс. руб.
** В проекте федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов на это направление было запланировано 5, 48 млрд. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.