Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.10.2015 года (выписка из протокола N 263, п. 1) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (профильный комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство" расходов федерального бюджета на 2016 год) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - проект федерального бюджета) в части своей компетенции.
Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий.
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года N 323 (далее - государственная программа).
Целью Государственной программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Государственная программа включает в себя:
подпрограмму 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации";
подпрограмму 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан Российской Федерации";
подпрограмму 3 "Обеспечение реализации государственной программы";
федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы;
федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" представлены в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4=3/2*100 |
Всего |
88 046,0 |
86 468,1 |
98,2 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
44 394,2 |
47 852,2 |
107,8 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" |
8 542,7 |
3 981,0 |
46,6 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
662,9 |
2 512,7 |
379,0 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
34 446,1 |
32 122,3 |
93,3 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 86 468,1 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 384-ФЗ), уменьшены на 1 577,9 млн. рублей. В следствии применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило 10 077,7 млн. рублей.
На изменение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" повлияло:
выделение бюджетных ассигнований на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 в объеме 10 042,9 млн. рублей. Так, согласно проекту паспорта государственной программы, в соответствии с распределением бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета в 2016 году предполагается обеспечить жилыми помещениями 8 354 ветерана Великой Отечественной войны;
уменьшение бюджетных ассигнований на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", среди которых ветераны боевых действий, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, до 2 434,1 млн. рублей, что составит 57% от запланированного объема;
уменьшение бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), направляемого на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на 4 270,3 млн. рублей. Указанное сокращение бюджетных ассигнований в 2016 году обусловлено планируемым увеличением расходов на 2015 год (перераспределение между годами) при формировании проекта федерального закона о внесении изменений в Закон N 384-ФЗ в целях оказания дополнительной финансовой помощи регионам для ликвидации аварийного жилищного фонда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 согласно этапам реализации региональных адресных программ. Таким образом, общий объем бюджетных ассигнований на имущественный взнос в 2015-2016 годах не изменится.
Снижение расходов по подпрограмме "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" обусловлено временным отказом от предоставления имущественного взноса Российской Федерации в Фонд ЖКХ, направляемого на реализацию региональных адресных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, в объеме 2 642,4 млн. рублей. Указанные средства были предусмотрены Законом N 384-ФЗ.
Задача по увеличению доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% до 2017 года поставлена подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
С целью внедрения специального механизма государственной поддержки модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в "малых городах" Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющий порядок предоставления финансовой поддержки, который в настоящее время проходит необходимые процедуры согласования.
Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым даны поручения от 26 августа 2015 г. N ДМ-П13-5896р, от 22 октября 2015 г. N ДМ-П13-7195р о включении в проект федерального бюджета на 2016 год средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры в размере 2 642, 38 млн. рублей.
Выделение бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия 2.2 "Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" по коду бюджетной классификации 069 0505 05 2 02 65120 821 обусловлено необходимостью предотвращения "замораживания" и дальнейшей реализации в 2016 году мероприятий по строительству и модернизации (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "мероприятия 2.2" следует читать "мероприятия 2.3"
Данные средства планируется направить:
- на оказание федеральной поддержки путем субсидирования процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым на строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры,
- на реализацию механизма государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в "малых городах".
В рамках реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" предлагается также сократить бюджетные ассигнования на подготовку коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов, в объеме 580,0 млн. рублей в связи с приведением в соответствие с Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, а также сократить бюджетные ассигнования на софинансирование новых объектов капитального строительства, включенных в утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации планы мероприятий, связанных с проведением празднования памятных дат субъектов Российской Федерации, на 2 494,4 млн. рублей.
В результате перераспределения из государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" бюджетные ассигнования по подпрограмме "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" были увеличены на 837,8 млн. рублей в целях реализации с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" в соответствии с предложениями Минстроя России с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проекту Соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР, при этом общее увеличение бюджетных ассигнований на цели реализации проекта с учетом общих подходов по формированию проекта федерального бюджета составило 1 155,1 млн. рублей.
Проектом федерального закона в рамках реализации мероприятия "Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)" предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в размере 932,3 млн. рублей, которые планируется направить на:
строительство и реконструкцию набережных реки Оки и реки Орлик с укреплением берегового откоса в размере 5 566,4 тыс. рублей (Орловская область. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 1231 "О праздновании 450-летия основания г. Орла", план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания г. Орла, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 330-р);
строительство объектов инженерной инфраструктуры в г. Омске в размере 877 743,0 тыс. рублей (Омская область. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 24 "О праздновании 300-летия основания г. Омска", план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2040-р);
строительство канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий Архангельской области в размере 49 000,0 тыс. рублей (поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 июня 2012 г. N Пр-1625, от 26 октября 2012 г. N Пр-2877, от 26 марта 2014 г. N Пр-616, Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N ДМ-П44-1997).
Между тем с учетом запланированных Законом N 384-ФЗ бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2016-2018 годы по расходам инвестиционного характера на реализацию планов подготовки празднований памятных дат в городах Омске и Чебоксары необходимы дополнительные средства в объеме 2 494,4 млн. рублей, которые планируется направить на:
строительство объектов инженерной инфраструктуры в г. Омске (2 239 960,4 тыс. рублей);
реконструкцию берегоукрепительных сооружений и набережной р. Волги в г. Чебоксары, Чувашская Республика (127 400,0 тыс. рублей);
модернизацию инженерно-технических и коммунальных сетей Красной площади г. Чебоксары, Чувашская Республика (127 047,2 тыс. рублей).
Проектом бюджета предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" в связи с выделением дополнительных средств на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного ценообразования, сметного нормирования и технического регулирования в строительной сфере, в объеме 1 850,0 млн. рублей.
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
|
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4=3/2*100 |
Всего |
107 598,3 |
86 468,1 |
80,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
68 226,4 |
47 852,2 |
70,1 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" |
5 841,3 |
3 981,0 |
68,2 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
2 711,7 |
2 512,7 |
92,7 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
30 819,0 |
32 122,3 |
104,2 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 21 130,2 млн. рублей.
Проводя сопоставительный анализ проекта бюджета на 2016 год и проекта паспорта государственной программы в соответствии с распределением бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета в 2016 году, Комитет отмечает, что при достаточно существенном снижении бюджетного финансирования по ряду подпрограмм и мероприятий целевые индикаторы и показатели программы значительно увеличиваются, тем самым изначально устанавливая завышенные требования к ее реализации.
Увеличение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - ФЦП) на 1 303,3 млн. рублей по сравнению с 2015 годом связано, в том числе с выделением бюджетных ассигнований на реализацию в 2016 году нового мероприятия по предоставлению субвенций на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, а также увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение жильем молодых семей и на приобретение жилья вынужденными переселенцами. Тем не менее, бюджетное финансирование ФЦП на 6,7% меньше, чем предусматривалось Законом N 384-ФЗ для 2016 года.
Существенно снижены и без того недостаточные объемы бюджетных ассигнований на реализацию следующих мероприятий:
по приобретению жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, желающим выехать из закрытого административно-территориального образования, гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненным к ним лицам;
по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, граждан из оползневой зоны Малгобекского района Республики Ингушетия.
Сокращение финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, и вынужденных переселенцев создает высокие риски невыполнения утвержденных ФЦП задач по обеспечению жильем граждан этих категорий, состоявших на учете на 1 января 2015 года:
граждан, уволенных с военной службы - до конца 2017 года;
граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, и вынужденных переселенцев - до конца 2020 года.
Сокращение бюджетного финансирования подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в объеме 1 000,0 млн. рублей приведет к срыву графика работ по завершению строительства объекта "Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова" и невозможности завершения его строительства в 2016 году, что потребует продления сроков реализации подпрограммы и выделения средств федерального бюджета на софинансирование завершения строительства указанного объекта в последующие годы.
Справочно: Предоставление средств федерального бюджета в 2016 году Кировской области на строительство указанного объекта не в полном объёме повлечет за собой неравномерное инвестирование бюджетных средств, в том числе предоставляемых в предыдущих годах (объект строится с привлечением средств федерального бюджета начиная с 2002 года) и как следствие не будет введен в эксплуатацию в 2016 году. Расходование бюджетных средств на протяжении 2002 - 2014 годов, потраченных на проектирование и строительство объекта без его завершения не будет эффективным. На сегодняшний день объект профинансирован на сумму 3 970 400,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета на сумму 1 705 900,0 тыс. рублей. У муниципального заказчика имеются обязательства по заключенным контрактам в рамках строительства объекта на сумму более 2,4 млрд. рублей.
Реализация приоритетных социально значимых мероприятий ФЦП и исполнение имеющихся поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требует дополнительных средств в размере 13 500,0 млн. рублей за счет восстановления объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, перераспределенных в 2015 году в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N ДМ-П9-9пр на реализацию мероприятий по поддержке ипотечного кредитования. Указанные дополнительные средства могут быть направлены, в том числе:
3 000,0 млн. рублей на обеспечение жильем граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N ИШ-П9-49пр о приоритетности обеспечения жильем данной категории граждан;
1 000,0 млн. рублей на обеспечение жильем вынужденных переселенцев в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N ИШ-П9-49пр о приоритетности обеспечения жильем данной категории граждан;
3 350,77 млн. рублей на обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с большим числом граждан данной категории в очереди на обеспечение жильем (218,5 тыс. человек на 1 января 2015 г.);
2 363,24 млн. рублей на переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений в зоне Байкало-Амурской магистрали на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 г. N 28-р и поручения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N ЮТ-П9-36пр с учетом перевода временного жилья, расположенного в указанной зоне в категорию жилых помещений, непригодных для проживания, с включением проживающих в них граждан в ФЦП;
539,5 млн. рублей на приведение жилых домов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей, на основании поручения Президента Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. N Пр-2250 (общая потребность Ростовской области на реализацию мероприятия после 2015 года - 2,1 млрд. рублей);
246,49 млн. рублей на реализацию мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым ученым в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N Пр-3011 и поручением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N АД-П8-9718 с учетом представленного ФАНО России расчета дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на реализацию данного мероприятия;
3 000,0 млн. рублей на переселение граждан из оползневой зоны Малгобекского района Республики Ингушетия в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N Пр-939, от 15 февраля 2014 г. N Пр-303, от 29 сентября 2015 г. N Пр-1986 и поручением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 г. N АХ-П16-6777.
Прогнозируемое существенное сокращение общего объема доходов федерального бюджета в 2016 году, выполнение поручения Президента Российской Федерации по обеспечению сокращения в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета требуют ежегодного не менее, чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат, снижения расходов федерального бюджета.
Учитывая тот факт, что проект федерального бюджета сформирован исходя из необходимости сосредоточения ресурсов на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, стимулирования процессов импортозамещения, развития негосударственного сектора экономики, более других пострадала статья "Коммунальное хозяйство", расходы по которой сократились на 34%. При этом коммунальные услуги для населения в 2016 году согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов станут дороже на 4%. За электричество в 2016 году граждане будут платить на 8 - 8,6% больше.
На основании изложенного, Комитет в целом поддерживает проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год".
Вместе с тем Комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации при возможном поступлении в федеральный бюджет дополнительных доходов либо при уточнении параметров федерального бюджета 2016 года:
1) рассмотреть возможность увеличения финансирования на реализацию мероприятий в рамках ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы;
2) при наличии нового механизма предоставления субсидий рассмотреть возможность изыскания бюджетных ассигнований на выделение государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства имущественного взноса на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
Дополнительно Комитет предлагает при рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении рассмотреть возможность утверждения распределения субсидий по субъектам Российской Федерации на реализацию программных мероприятий отдельным приложением к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2016 год".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.