Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в части финансирования раздела "Культура, кинематография" расходной части бюджета и государственной программы "Развитие культуры и туризма" и сообщает.
Расходная часть федерального бюджета на 2016 год сформирована с учетом приоритизации мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации (или) непрограммных направлений деятельности, исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и повышения эффективности использования средств федерального бюджета.
Государственная программа "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы
Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы представлены в сравнении с параметрами, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов":
млн. рублей
Наименование |
2016 год |
||
Закон N 384-ФЗ |
Отклонение, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
104 848,8 |
99 428,7 |
94,8 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
28 214,7 |
28 219,9 |
100,0 |
Подпрограмма "Искусство" |
38 051,6 |
32 803,5 |
86,2 |
Подпрограмма "Туризм" |
529,9 |
469,7 |
88,6 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" |
10 068,5 |
11 332,1 |
112,5 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
22 416,9 |
21 009,0 |
93,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" |
4 840,8 |
4 308,7 |
89,0 |
Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" |
223,4 |
281,8 |
126,1 |
Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
502,9 |
1 004,0 |
199,6 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 99 428,7 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 5 420,1 млн. рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило 9 926,0 млн. рублей.
На изменение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Наследие" повлияло увеличение расходов на:
проекты, реализуемые с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Сохранение и использование культурного наследия в России" и "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга" в объеме 1 004,2 млн. рублей с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам и условий соглашений о займах между Российской Федерацией и МБРР (перераспределение из государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков)";
мероприятия по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" в объеме 400,0 млн. рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения реализации подпрограммы "Искусство" связано с увеличением расходов на:
обновление репертуара и проведением текущего ремонта здания Новосибирского театра оперы и балета в объеме 300,0 млн. рублей;
создание филиала Мариинского театра в г. Владивостоке в объеме 285,0 млн. рублей;
строительство инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей;
субсидии государственным цирковым организациям на проведение капитального ремонта цирков в объеме 200,0 млн. рублей;
завершение строительно-монтажных работ здания Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова в объеме 161,7 млн. рублей;
проведение дней России в зарубежных странах с включением в них мероприятий духовного характера в объеме 150,0 млн. рублей.
В рамках ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на мероприятия по созданию и развитию духовно-просветительских центров в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в объеме 501,1 млн. рублей.
Кроме того, на динамику расходов повлияло перераспределение бюджетных ассигнований в связи с пересмотром приоритетности мероприятий государственной программы за счет сокращения бюджетных ассигнований на мероприятия в сфере культуры, осуществляемые в централизованном порядке, в рамках подпрограммы "Искусство" в пользу инвестиционных расходов ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" (в объеме 2 779,0 млн. рублей).
В результате изменения порядка отражения с 2016 года в федеральном бюджете финансового обеспечения деятельности дирекций по строительству, реконструкции и реставрации, реорганизованных из федеральных бюджетных учреждений в федеральные государственные казенные учреждения, предусмотрено перераспределение расходов из ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" на подпрограмму "Обеспечение условий реализации государственной программы" в объеме 1 151,9 млн. рублей.
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице:
млн. рублей | |||
Наименование |
2015 год* |
2016 год |
|
Изменение к предыдущему году, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 = 3/2 х 100 |
Всего |
94 300,7 |
99 428,7 |
105,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
30 305,9 |
28 219,9 |
93,1 |
Подпрограмма "Искусство" |
35 045,5 |
32 803,5 |
93,6 |
Подпрограмма "Туризм" |
445,2 |
469,7 |
105,5 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" |
4 038,4 |
11 332,1 |
280,6 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
18 809,5 |
21 009,0 |
111,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" |
4 054,2 |
4 308,7 |
106,3 |
Подпрограмма "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" |
311,4 |
281,8 |
90,5 |
Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
1 290,6 |
1 004,0 |
77,8 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.
В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года увеличены на 5 128,0 млн. рублей.
На изменение расходов в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" оказало влияние увеличение объемов бюджетных ассигнований на повышение заработной платы работников федеральных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 в объеме 1 417,3 млн. рублей в связи с необходимостью сохранения достигнутого уровня заработной платы.
Изменение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Искусство" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на обновление репертуара и проведение текущего ремонта здания Новосибирского театра оперы и балета театра в объеме 300,0 млн. рублей, капитальный ремонт цирков в объеме 200,0 млн. рублей, строительство инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей, проведение дней России в зарубежных странах с включением в них мероприятий духовного характера в объеме 150,0 млн. рублей. Кроме того, по данной подпрограмме увеличены бюджетные ассигнования на строительство и реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, реконструкцию и реставрацию Политехнического музея на 490,2 млн. рублей.
Вместе с тем финансовое обеспечение реализации указанной подпрограммы уменьшено на 1 540,3 млн. рублей в связи с завершением в основном строительства центров культурного развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 и отдельных учреждений собственности субъектов Российской Федерации.
На изменение параметров ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Наследие" повлияло увеличение на 650,5 млн. рублей бюджетных ассигнований на софинансирование проектов, реализуемых с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Сохранение и использование культурного наследия в России" и "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга". При этом объемы бюджетных ассигнований на реализацию указанной подпрограммы сокращены в объеме 370,9 млн. рублей в связи с завершением строительства Соборного комплекса Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области и Ансамбля Большого Успенского монастыря в Ленинградской области.
На изменение параметров реализации ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" оказало влияние увеличение бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства Федерального архивного агентства в объеме 420,4 млн. рублей.
На объемы бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма (2011 - 2018 годы)" повлияло увеличение на 230,3 млн. рублей в связи с созданием новых туристско-рекреационных кластеров ("Южная Карелия" и "Беломорские петроглифы" в Республике Карелия, "Камский берег" в Удмуртской Республике).
Кроме того, на динамику расходов по подпрограммам государственной программы повлияли следующие факторы:
особенность отражения бюджетных ассигнований на совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 (ассигнования в течение года перераспределяются с подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" на подпрограммы "Наследие" и "Искусство", на 1 сентября 2015 года перераспределено 4 500,0 млн. рублей);
вышеуказанное изменение порядка отражения с 2016 года в федеральном бюджете финансового обеспечения деятельности дирекций по строительству, реконструкции и реставрации, реорганизованных из федеральных бюджетных учреждений в федеральные государственные казенные учреждения;
вышеуказанное перераспределение бюджетных ассигнований в связи с пересмотром приоритетности мероприятий государственной программы.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 году в сфере культуры предусматриваются по следующим направлениям:
- на реализацию мероприятий ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" в объеме 2 023,9 млн. рублей. По сравнению с объемами, утвержденными на 2016 год Законом N 384-ФЗ, бюджетные ассигнования увеличены на 830,2 млн. рублей в рамках приоритизации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
За счет указанных субсидий в 2016 году планируется осуществить следующие мероприятия:
- пристрой и реконструкцию здания национальной библиотеки Республики Бурятия;
- реконструкцию здания и техническое перевооружение Великолукского драматического театра (Псковская область);
- реконструкцию Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова со строительством пристройки регионального отделения Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (Республика Хакасия);
- реконструкцию комплекса зданий на территории культурно-исторического комплекса "Омская крепость";
- строительство (воссоздание) объекта культуры "Воскресенский собор" - музей истории (г. Омск);
- реконструкцию Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка;
- реконструкцию здания концертного зала (г. Тамбов);
- пристройку и реконструкцию Архангельского областного театра кукол;
- строительство центра культурного развития (Архангельская область, г. Каргополь);
- реконструкцию музея-усадьбы А.К. Толстого (Брянская область).
- создание общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке;
- создание многофункциональных мобильных культурных центров для обеспечения доступа граждан Российской Федерации к электронным информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети Интернет;
- оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;
- модернизацию учреждений культуры села, в том числе обновление материально-технической базы, приобретение специального оборудования;
- обеспечение сельского населения специализированным автотранспортом и т.д.
Иные межбюджетные трансферты
В составе расходов федерального бюджета на 2016 год предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:
- на оказание государственной поддержки (грантов) в области культуры предусмотрены в объеме 761,5 млн. рублей со снижением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год Законом N 384-ФЗ, на 71,0 млн. рублей, что связано с применением общих подходов к формированию расходов федерального бюджета.
За счет указанных трансфертов планируется выплатить гранты региональным коллективам в целях поддержки творческих проектов на конкурсной основе;
- на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в объеме 142,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования определены с учетом общих подходов к формированию расходов федерального бюджета и приоритизацией мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
- на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры и их работников в объеме 150,0 млн. рублей, что соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным на 2016 год Законом N 384-ФЗ. За счет указанных трансфертов планируется осуществить мероприятия по выплате денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам;
- на подключение общедоступных библиотек Российской Федерации к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в объеме 75,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования определены с учетом общих подходов к формированию расходов федерального бюджета.
За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по подключению общедоступных библиотек к сети Интернет, при этом количество подключенных к сети Интернет библиотек к концу 2017 года должно достичь 100 процентов;
- на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга в объеме 50,0 млн. рублей. За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по пополнению книжных фондов библиотек новыми изданиями, а также приобретению литературно-художественных журналов.
В проекте федерального бюджета на 2016 год впервые предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:
- на создание инновационных культурных центров в объеме 250,0 млн. рублей. За счет указанных трансфертов в 2016 году планируется осуществить мероприятия по строительству инновационных культурных центров в г. Калуге и г. Владивостоке;
Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятие по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" в объеме 400,0 млн. рублей.
Субсидии некоммерческим организациям
(за исключением учреждений)
В рамках реализации Государственной программы "Развитие культуры и туризма" предусмотрены субсидии некоммерческим организациям, в том числе:
Субсидия Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" 285 млн. рублей, субсидии Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви на воссоздание исторического облика монастыря 826, млн. рублей, субсидии творческим союзам 300,0 млн. рублей, субсидии на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога 45 млн. рублей и др.
Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год".
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.