Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 795087-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, И.А. Яровой, В.В. Якушевым и другими, членом Совета Федерации Ю.Л. Воробьевым
(утв. решением Комитета от 2 июля 2015 г. N 118/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 2015 года (протокол N 241, пункт 61) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 795087-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супругов) и несовершеннолетних детей).
Авторы законопроекта отмечают, что согласно действующему федеральному законодательству региональные депутаты, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации до 1 апреля представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Вместе с тем, ответственность за непредставление или несвоевременное представление указанных сведений отсутствует.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Реализация нормы о предоставлении сведений о доходах и расходах порождает ряд трудностей. Так, например, непредставление указанных сведений не несет для депутата каких-либо существенных последствий, за исключением опубликования информации о непредставлении депутатом сведений. Своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества.
Так, в статье 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" уже указаны ограничения, связанные с депутатской деятельностью, нарушения которых ведут к досрочному прекращению депутатских полномочий. Ответственность же конкретного депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации федеральные законы не регулируют. Она определена, как правило, в актах, принимаемых самим этими органами - регламентах, кодексах депутатской этики. Это приводит к отсутствию единообразия регулирования оснований ответственности и процедуры ее применения. Единообразие в данном вопросе в пределах страны будет способствовать созданию условий для противодействия коррупции и увеличению ответственности депутатов.
Предполагаемые изменения соответствуют принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции. Особый статус федеральных и региональных депутатов, членов Совета Федерации как народных избранников предполагает и особую ответственность за не соблюдение ограничений, связанных с их деятельностью.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.