Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 781977-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), установив дополнительное требование к кандидатам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в виде минимального пятилетнего срока проживания в данном субъекте Российской Федерации, либо наличия трудового стажа в организациях (предприятиях) в данном субъекте Российской Федерации не менее пяти лет, либо пребывания ранее или в настоящее время в статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранного от данного субъекта Российской Федерации, либо в аналогичном статусе члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом также предусмотрено положение, согласно которому проектируемое требование не распространяется на уже действующих высших должностных лиц субъектов Российской Федерации до окончания срока их полномочий.
Частями 2 и 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) закреплено положение, согласно которому ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. В настоящее время такое ограничение в Конституции РФ отсутствует.
Из указанных норм федерального законодательства следует, что введение дополнительных ограничений пассивного избирательного права в части установления ценза оседлости входит в прямое противоречие с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и конституционными положениями.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 1998 г. N 12-П указано, что "установление дополнительно к Конституции Российской Федерации в качестве условий приобретения гражданином пассивного избирательного права требований, связанных с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации, ограничивает права и свободы человека и гражданина".
Аналогичная правовая позиция была отражена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 11-П, согласно которой "в силу общих принципов, лежащих в основе реализации конституционного права гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах и выраженных в статьях 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 60 и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации, существо закрепленного ее статьей 32 (часть 2) права граждан Российской Федерации заключается в участии в свободных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Приведенные конституционные положения соотносятся со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в силу пункта "b" которой каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, и статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая в целях реализации гражданами права на свободные выборы предусматривает обязанность государства проводить их с разумной периодичностью путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа".
На законопроект имеется отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое автором законодательное изменение противоречит действующим положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, в связи с чем Комитет предлагает законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 4 сентября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.